Госкомпании обяжут инвестировать в стартапы и малый бизнес — действовать как бизнес-ангелы. В условиях плохо развитого института финансирования IT-стартапов Союз поддержки и развития технологических организаций предложил Минэкономразвития инициативу: госкорпорации будут закупать продукцию IT-стартапов, что в шесть раз увеличит количество молодых проектов в РФ. Сейчас у крупного бизнеса с госучастием есть свои дочерние компании-разработчики, которые создают софт «для себя». Почему начинающим нет места в таких цепочках и какие инициативы помогут изменить ситуацию — в материале «Известий».
Какой поддержки ждут российские стартапы
Закупки продукции стартапов (малых технологических компаний, МТК) целесообразно сделать обязательными для крупнейших организаций, в том числе с госучастием. Это предложение — часть мер поддержки небольших IT-фирм, которые Минэкономразвития просит ввести Союз поддержки и развития технологических компаний (СТК). «Известия» ознакомились с письмом этой организации в ведомство.
Также союз предлагает смягчить законодательство о госзакупках таким образом, чтобы стартапы могли участвовать в них наравне с крупными вендорами, создать институт омбудсмена для МТК, выполняющего роль медиатора и сопровождающего запросы компаний в госструктуры, и другие меры.
Сейчас все крупнейшие корпорации открыли свои IT-компании (до недавнего времени у них были IT-департаменты), которые занимаются внутренней разработкой, рассказал «Известиям» член правления СТК и гендиректор «Диджитал Маркетс» Илья Назаров. Такое положение вещей, то есть разработки внутри своих компаний вместо закупок у независимых игроков, большая проблема для отрасли. Готовые решения должны давать именно МТК, отметил он. К положениям законодательства о закупках, которые целесообразно пересмотреть, относятся, например, избыточные требования к информационной безопасности в части необходимого лицензирования, добавил он.
В сентябре 2025 года «Диджитал Маркетс» и СТК провели исследование, целью которого было оценить реальный потенциал рынка МТК. Потенциально в РФ могло бы быть около 30 тыс. таких компаний, но, по данным Минэкономразвития и Корпорации МСП, сейчас их всего лишь 5,7 тыс., отмечено в материалах союза.
«Таким образом, их число почти в шесть раз меньше потенциального, и десятки тысяч технологических игроков пока не стремятся входить в реестр», — констатируют в союзе. Причиной того, что стартапов такого формата в РФ меньше, чем могло бы быть, их авторы называют недостаточные меры поддержки, поэтому фактическая бизнес-ценность статуса МТК остается крайне ограниченной.
«Значение сектора МТК для экономики трудно переоценить. Компании со статусом МТК уже сегодня генерируют свыше 1 трлн рублей годовой выручки и создают десятки тысяч рабочих мест», — говорится в письме в Минэк.
— Малые технологические компании — это новая кровь экономики. Сам по себе закон о них дал старт их созданию, но реальных инструментов для бизнеса практически нет. Если мы хотим видеть десятки тысяч МТК, а не несколько тысяч, нужно срочно доработать систему поддержки, — отметила президент СТК Евгения Дмитриева.
Обращение поступило в адрес Минэкономразвития и находится на рассмотрении профильного департамента, сообщили в ведомстве. Там добавили, что ряд предложений, указанных в данном обращении, в настоящий момент уже реализуется, например, фокусная поддержка компаний с небольшой выручкой. Часть из них прорабатывается — в частности, встраивание МТК в кооперационные цепочки. Другие инициативы, например введение особых условий закупок продукции МТК, по результатам проработки не получили поддержки у профильных ведомств, сказали в Минэкономразвития.
«Известия» направили запросы в Фонд Сколково, а также в госкорпорации.
Какие законы потребуется отредактировать
Вопрос о поддержке стартапов поднимает не только СТК. Летом 2025 года стало известно, что профильные ведомства и институты развития обсуждают увеличение порога выручки МТК, имеющих право на налоговые льготы и зарегистрированных в «Сколково», а также в некоторых других технопарках. Сейчас на льготы могут претендовать компании с выручкой, не превышающей 1 млрд рублей в год — этот порог предлагается поднять до 4 млрд, поскольку нынешний лимит не соответствует масштабам современных технологических проектов, отмечали участники рынка. Особенно это помогло бы стартапам, разрабатывающим продукцию двойного назначения: БПЛА, средства связи, криптографии и другие.
Малые технологические компании действительно нуждаются в мерах поддержки, в том числе через формализацию их участия в цепочках поставок крупных госкорпораций, отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
— Госсектор в нашей экономике — крупнейший заказчик товаров и услуг, поэтому доступ к госзаказу по умолчанию определяет успешность бизнеса, но барьеры доступа тут очень высоки, как и конкуренция, — рассуждает он.
Впрочем, предлагаемые меры поддержки требуют существенного изменения законодательства о госзакупках, добавляет эксперт. Сейчас оно выстроено в интересах в первую очередь заказчика, а ему невыгодно дробить контракты и снижать требования к поставщикам для расширения доступа МТК, полагает эксперт.
— Высокие требования к обеспечению заявок не просто создают избыточную нагрузку на МТК, но зачастую полностью блокируют их участие в конкурентных процедурах. При этом задержки с оплатой выполнения работ создают вполне реальные риски банкротства, — описывает он проблему.
Интеграция МТК в цепочки поставок госкорпораций обеспечит им стабильные заказы и улучшит доступ к крупным контрактам, полагает Илья Жарский.
Положение, обязывающее госкомпании закупать продукцию и разработки МТК, действительно может помочь стабильному развитию малых технологических проектов, согласен гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Но следует проработать детали и посмотреть, насколько это экономически оправданно, считает он.
Партнер ComNews Research Леонид Коник, в свою очередь, считает странным обязательное включение МТК в цепочки поставок корпораций. Госкомпании и так имеют обязательства по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства, причем зачастую они просто искусственно дробят крупные закупки для выполнения этих требований, утверждает эксперт. Разграничение между субъектами МСП и МТК создаст путаницу и не поможет ни этим компаниям, ни заказчикам, считает Леонид Коник.