День взятия флотилии: почему Израиль не пустил волонтеров с Тунберг в Газу

Действия еврейского государства ослабляют устойчивость плана Трампа по урегулированию
Леонид Цуканов
Фото: REUTERS/Ammar Awad

Задержание в Средиземном море гуманитарной флотилии, которая шла в Газу, вызвало мировой резонанс, спровоцировав антиизраильские протесты. Эксперты убеждены: еврейское государство своими действиями создало себе не меньше проблем, чем могло бы получить, в случае если бы активисты достигли берегов эксклава. Впрочем, решимость Израиля вряд ли остановит активистов, которых возглавляет Грета Тунберг, — в ближайшем будущем стоит ожидать отправку новых кораблей в сектор.

Откуда взялась флотилия

Флотилия Global Sumud — проект международной конфедерации волонтерских организаций «Флотилия Свободы», специализирующийся на доставке гуманитарной помощи и медикаментов в сектор Газа. Рейс Sumud завершился в ночь с 1 на 2 октября после действий израильских силовиков.

Фото: REUTERS/Ammar Awad

В министерстве иностранных дел этой страны сообщили: «Ни одна из яхт, участвовавших в провокации, не преуспела в попытках попасть в зону боевых действий или прорвать законную морскую блокаду. Все пассажиры здоровы и находятся в безопасности. Они направляются в Израиль, откуда будут депортированы в Европу».

Задержание прошло в три этапа. На первом израильские силовики по радио передали судам предупреждение, а также провели воздушную разведку, запустив несколько БПЛА. Это позволило оценить примерную численность экипажей на каждом судне, а также проверить, насколько договороспособны нарушители. Кроме того, к флагманам Флотилии (яхтам Alma и Sirius) были направлены надувные лодки с коммандос отряда «Шайетет-13».

На втором — авангард Sumud (12–14 судов) окружили патрульные корабли. По заявлениям активистов, израильские сторожевики осуществляли «опасное маневрирование» и «навал бортами», а также якобы протаранили грузовое судно Florida. Еще как минимум два участника флотилии (Yulara, Meteque) были обстреляны из водометов. Однако ни одно из этих обвинений пока не получило подтверждений. Пресс-служба ЦАХАЛ заявляет, что задержание проводилось без применения силы.

Фото: REUTERS/Ammar Awad

Финальный этап операции прошел без сюрпризов. В течение нескольких часов были блокированы и остановлены оставшиеся суда, двигавшиеся в некотором удалении от основной группы.

Акцент израильских властей на «мягкие меры» здесь не случаен. Как указывает старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН Камран Гасанов, в прошлом Израилю уже приходилось сталкиваться с эскалацией из-за чрезмерно жесткой борьбы с гуманитарными караванами.

— В 2010 году так называемая «Флотилия Свободы» была туда отправлена под руководством Турции. Завязалась перестрелка. Несколько граждан, в том числе и Турции, погибли. Это вызвало дипломатический скандал, — напоминает эксперт. — С формальной точки зрения они [Израиль] не признают Палестину как независимое государство. Поэтому любые поставки туда в их понимании нарушают суверенитет и безопасность страны. То есть все такие поставки незаконны, и все они должны идти по израильским каналам, — отмечает Камран Гасанов.

Кроме того, по его словам, любое вмешательство внешних игроков (особенно нацеленных на поставки гуманитарной помощи в эксклав) снижает эффективность стратегии по «выдавливанию» палестинцев из региона через создание невыносимых условий для пребывания в нем.

Фото: REUTERS/Ebrahim Hajjaj

Впрочем, трекер на сайте проекта показывает, что нескольким судам удалось выскользнуть из ловушки. Например, яхта Summertime – Jong с грузом электрогенераторов и продуктов питания после столкновения с израильтянами изменила курс на кипрский порт Лимасол. Не исключено, что ее экипаж решил передать груз кипрским властям для дальнейшей транспортировки в эксклав. Еще как минимум одно судно (яхта Marinette) «перецелилась» на египетский Порт-Саид, где аккумулируется гуманитарная помощь, доставляемая в эксклав по суше.

В общей сложности «Флотилия Свободы» проводит операции уже около 20 лет и считается одной из старейших организаций на Западе, солидарных с палестинским движением. На ее счету как минимум несколько успешных прорывов в эксклав (2008 и 2009 годы). В проекте участвуют не менее 30 фондов из стран ЕС, Юго-Восточной Азии, Канады и Новой Зеландии. При этом в реализации проектов участвуют даже представители тех стран, чьи правительства не признают независимую Палестину (например, ФРГ).

Несмотря на солидную историю, флотилия долгое время оставалась на задворках мировой повестки — и получила вторую жизнь только летом 2025 года, когда к проекту присоединилась известная шведская экологическая активистка Грета Тунберг, ставшая его новым амбассадором. При ее участии был снаряжен первый крупный конвой (одноименная «Флотилия свободы», июнь 2025 года), который отправился в Газу, но был задержан израильскими ВМС. Однако, как показало дальнейшее развитие событий, этот караван был пробным перед по-настоящему крупной гуманитарной инициативой.

Грета Тунберг
Фото: REUTERS/Stefanos Rapanis

Новый караван флотилии был снаряжен в августе и получил наименование Sumud («Стойкость»). Проект объединил несколько схожих инициатив — помимо «Флотилии Свободы» к Sumud присоединились организаторы проектов «Всемирный марш на Газу» (Египет), «Конвой стойкости Магриба» (Тунис), «Сумуд Нусантара» (Малайзия) и других движений пропалестинского толка. Активистам удалось сформировать караван из 44 судов с численностью экипажей порядка 500 активистов (граждан 44 государств). Это стало крупнейшей гуманитарной акцией за всю историю существования флотилии.

Согласно данным властей Газы, в сентябре в сектор поступило только около 1,8 тыс. грузовиков с гуманитарной помощью, что покрывает лишь 10% минимальных потребностей населения. Они отметили, что блокада стала удушающей: более 95% населения не могут позволить себе купить необходимые товары, даже если те есть на рынке.

Возобновление протестов

Несмотря на то что задержание «Флотилии» прошло почти столь же мягко, как и в июне 2025 года, а ключевым участникам каравана (включая Грету Тунберг) пока грозят лишь депортации, международная общественность отреагировала на произошедшее в Средиземном море остро.

Фото: REUTERS/Susana Vera

География стихийных протестов охватила несколько европейских стран (Италию, Испанию, Германию, Бельгию и Великобританию), марши солидарности прошли в Австралии, Новой Зеландии, Колумбии и Турции. Манифестанты блокировали дороги и ж/д пути, бойкотировали мероприятия, связанные с Израилем, протестовали под окнами дипломатических представительств. Общая численность участников протестов, спровоцированных остановкой гуманитарного каравана в Газу, по предварительным подсчетам, уже превысила 300 тыс. человек.

Отреагировали на произошедшие и официальные институты. Задержание Sumud осудили правительства Испании, Венесуэлы, Ирландии и Малайзии, назвав произошедшее грубым нарушением международного права. А президент Колумбии Густаво Петро даже распорядился выслать из страны всех представителей израильского дипкорпуса в ответ на «эскалацию в Средиземном море».

И хотя израильскому МИДу пока удается сглаживать волну негатива, давление на еврейское государство усилилось. Активисты требуют, если и не допустить гуманитарный караван в эксклав, то хотя бы обеспечить «прозрачную передачу» грузов палестинской стороне.

Фото: REUTERS/Zoubeir Souissi

Напряженность вокруг флотилии косвенно влияет на план президента США Дональда Трампа по долгосрочному урегулированию ситуации в секторе Газа. Один из его этапов предполагает отказ Израиля от блокирования поставок гуманитарной помощи в палестинский эксклав.

Задержав Sumud, Западный Иерусалим пошел на эскалацию, заблокировав одну из крупнейших единовременных поставок медикаментов, продовольствия и стройматериалов. С учетом того что политическое крыло ХАМАС пока не дало однозначного ответа на предложенные Белым домом условия, оно вполне может использовать инцидент с флотилией в качестве аргумента, подтверждающего «двойные стандарты» израильской стороны, и затянуть переговоры. Что на деле не выгодно ни Трампу, ни израильским властям. А это значит, что в ближайшее время еврейскому государству предстоит проявить дипломатическую гибкость, чтобы выйти из скандала без больших репутационных потерь.

Фото: REUTERS/Susana Vera

Наличие долгоиграющих имиджевых рисков для Израиля подтверждает президент Центра ближневосточных исследований Мурад Садыгзаде.

— У активистов достаточно много международного или даже глобального информационного влияния, поэтому они могут действительно создать «информационную бомбу», которая способна привести еще к более негативным последствиям для Израиля. Поэтому они не хотят допускать этого, для них это не самая приятная ситуация, — замечает он в беседе с «Известиями».

Что касается лидеров Sumud, то на них возникшая шумиха действует скорее вдохновляюще. Августовскому каравану удалось запустить на Западе новую «волну солидарности» по отношению к Палестине — причем, в момент, когда та особенно в этом нуждалась. А значит, стоит ожидать, что на волне успеха флотилия попытается собрать новую морскую миссию. Которая, вероятно, будет не менее масштабной, чем предыдущая.