Высокие цели: гражданские дроны начнут активно применять с 2026 года

Вице-премьер России анонсировал широкое использование беспилотных систем в народном хозяйстве и оказании услуг
Елена Собкова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Начало эксплуатации беспилотных летательных аппаратов запланировано на март 2026 года. Об этом рассказал вице-премьер РФ Виталий Савельев на Международном форуме цифровых технологий в сфере транспорта и логистики «Цифровая транспортация 2025». В каких сферах гражданской деятельности будут востребованы дроны и другие подробности — в материале «Известий».

Применение БПЛА в гражданских целях: сельское хозяйство и услуги «на крыльях»

Ряд беспилотных систем уже развивается и работает в России в логистике и авиации, заявил вице-премьер России Виталий Савельев на полях Международного форума цифровых технологий в сфере транспорта и логистики «Цифровая транспортация 2025». В числе реализованных проектов — разработанная специально для БПЛА концепция «Цифровое небо», которую, по словам вице-премьера, позволить себе может не каждая страна.

— Это так называемое небо класса H, которое позволяет беспилотникам работать более успешно в упрощенном виде. Немногие страны себе могут это позволить, и Россия является лидером в открытии этого пространства для работы беспилотников, — рассказал Савельев.

Вице-премьер РФ Виталий Савельев
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

По его словам, «Российские железные дороги» и «Аэрофлот» продолжают работать в кооперации с ведущими компаниями и нарабатывают материалы, позволяющие в обозримом будущем сделать серьезные успехи и открытия.

Вице-премьер анонсировал, что с марта следующего года идентификация беспилотников будет повсеместной — сегодня для этого используется платформа «ЭРА-ГЛОНАСС» — и это позволит расширить возможности использования беспилотников в народном хозяйстве и в оказании услуг, что планируется осуществить уже с марта 2026 года.

Идентификация беспилотников

Глава АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич рассказывал в студии «Известий» в рамках ВЭФ, что создание единой системы идентификации для гражданской беспилотной авиации стало логичным решением Министерства транспорта России, которому поручили эту задачу.

— Сегодня на платформе свыше 13 млн подключенных транспортных средств: более 12,9 млн на платформе аварийного оповещения, еще свыше полумиллиона — на сервисе мониторинга общественного транспорта, лесной техники, перевозок опасных грузов, малой авиации во всех регионах России. Когда предлагаем единую систему идентификации на базе нашей платформы, мы опираемся на тот клиентский опыт, клиентское обслуживание, которое у нас есть, — отметил Райкевич.

Глава АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По его словам, в будущем она будет распространена и на беспилотники в других средах — на земле и воде. Так, подключено к платформе уже 100 тыс. представителей лесопромышленного комплекса России.

Райкевич подчеркнул, что идет формирование нормативной базы, в соответствии с которой с 1 марта следующего года уже в промышленном масштабе начнется подключение беспилотников к платформе.

— Когда мы подключили, например, пассажирский транспорт и лесной комплекс, это обеспечило прозрачность в этих отраслях. Для этой новой индустрии, для беспилотников, для авиационных беспилотников прозрачность очень важна, потому что мы понимаем, что в руках злоумышленника беспилотник-дрон превращается в грозное оружие. Здесь есть как контрольный некий аспект, так и самое главное, некая предпосылка для снятия ограничений в регионах на использование беспилотника, предпосылка облегчения бюрократических процедур в этой области, — рассказал глава компании.

Фото: TASS/Zuma

Он отметил, что нынешнее время согласования и последующего результата аэрофотосъемки — это зачастую месяц. При этом бизнес-процессы диктуют другие скорости, так как результаты необходимы сразу. А значит, сдерживается развитие молодой индустрии. Алексей Райкевич выразил надежду, что единая система идентификации, которую уже технически создана, будет способствовать снятию региональных ограничений и облегчению бюрократии.

— Фактически «ЭРА-ГЛОНАСС» с объективными данными госсистемы — цифровой барометр технологической зрелости беспилотников, — сказал Райкевич.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Глава АО «ГЛОНАСС» добавил, что система позволит отслеживать попытки перепрограммировать или перехватить управление беспилотниками, а также выявлять уязвимости и сигнализировать о них производителям.

По его словам, дроны, подключенные к интернету, могут подвергаться кибератакам, поэтому важно научиться централизованно защищать их еще до массового промышленного использования.

Полетная массовость

Дроны, обладая широкими возможностями, находят всё новые и неожиданные применения в различных сферах жизни. В медицине они могут существенно улучшить процессы доставки, обеспечивая быструю транспортировку медикаментов и донорской крови в отдаленные районы, а также во время экстренных ситуаций. В экологии дроны играют важную роль в мониторинге природы, охране редких видов животных и растений, а также в проведении экологических исследований.

Сегодня дроны активно используются не только в агротехнологиях, например, для выращивания и сбора урожая, но и в логистике, мониторинге экосистем и окружающей среды. Об этом в интервью «Известиям» рассказал Дмитрий Гачко, основатель корпорации ITG и технопарка «ИТ ПАРК РУС».

Фото: TASS/Zuma

Что касается профессии оператора дронов, то современные технологические тренды значимо меняют требования к этому специалисту. Одним из главных направлений развития станет переход от простого телеуправления к более сложным задачам, связанным с автоматизированным выполнением миссий, где оператор будет давать комплексные команды, а вмешательство человека будет требоваться лишь в экстренных случаях. Это позволит операторам управлять гораздо большим количеством дронов одновременно.

Кто и как обучает специалистов по эксплуатации и обслуживанию беспилотных аппаратов, «Известия» писали в материале «На крыльях дрона: как в России готовят операторов БПЛА»