В возрасте 89 лет ушел журналист и писатель Виталий Коротич — звезда журнала «Огонек» периода перестройки. Он занимал пост главного редактора издания с 1986 по 1991 год и превратил его в один из самых влиятельных в СССР благодаря злободневным статьям и разговору о том, о чем тогда было не принято. Какой след в отечественной журналистике оставил Виталий Коротич — в материале «Известий».
Работа с «Огоньком»
Виталия Коротича называли прорабом перестройки. У него уже был немалый писательский опыт, когда в мае 1986-го по рекомендации Роберта Рождественского и по предложению политика Александра Яковлева его назначили на пост главного редактора «Огонька». Например, за год до этого писатель был удостоен Государственной премии СССР за книгу «Лицо ненависти», где запечатлел образ Америки того десятилетия. Но именно в статусе главреда культового теперь журнала он обрел широкую известность не только на родине, но и за рубежом, пусть и занимал пост относительно недолго — до 1991 года.
В эту пятилетку под руководством Коротича «Огонек» стал одним из самых влиятельных и обсуждаемых изданий. Спустя всего четыре года его тираж вырос в три раза и превысил 4 млн экземпляров — медик по первому образованию, Виталий Коротич чувствовал больные темы, волнующие общество. На страницах печатались разоблачения, статьи о проблемах молодежи, освещались исторические и общественно-политические темы. Риторика часто была суровой.
— Конечно, он человек по-своему для нашей журналистики уникальный, — отметил в беседе с «Известиями» председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, вспоминая Виталия Коротича. — Каждый выпуск «Огонька» при нем становился бестселлером. Это была первая ласточка в тот момент, когда появилась возможность рассказывать обо многих вещах, о которых в советское время было нельзя говорить. И редакция воспользовалась этим, что называется, на полную катушку. Поэтому наши сограждане стояли в очередях, чтобы купить номер, и впитывали эту информацию с большим любопытством.
Признание за океаном
«Огонек», добавил эксперт, во многом повлиял на возвращение интереса аудитории к печатной прессе.
— Появились огромные объемы подписки, и, конечно, тогда это был очень большой сдвиг в нашей журналистике. По сути — появление того, что можно назвать свободой слова, свободой распространения информации, — подчеркнул Владимир Соловьев.
Признание Коротич получил и на Западе. В 1989 году американский журнал World Press Review назвал его «Зарубежный редактор года» — звания ежегодно удостаивали лауреата не из США за смелость в продвижении идей свободной журналистики. А вскоре и сам обладатель награды уехал из России. Непродолжительный, но яркий период руководства изданием закончился для него в 1991 году. Тогда случился августовский путч. А Коротич решил остаться в США. Какое-то время преподавал в Бостонском университете. С 1998 по 2014 год был во главе редакционного совета украинского издания «Бульвар Гордона». В последние годы жил в России.
О смерти журналиста и писателя стало известно 30 сентября 2025 года. Сообщается, что он скончался за день до этого в возрасте 89 лет.