Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган 25 сентября встретится с президентом США Дональдом Трампом впервые после шестилетнего перерыва. Основными темами переговоров, которые пройдут в Белом доме, станут возвращение Турции в программу истребителей пятого поколения F-35, из которой Анкару исключили около шести лет назад из-за покупки у РФ зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф», а также торговые сделки. О том, как Анкара может поступить с российскими ЗРК и что вообще ждать от этих переговоров, — в материале «Известий».
Наладить отношения: о чем договариваются США и Турция
Главы США и Турции встретятся впервые после шестилетнего перерыва. Эрдоган приедет в Белый дом, чтобы обсудить много вопросов, главные из которых — поставки F-35 и F-16.
«Я рад приветствовать 25 сентября в Белом доме президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Мы с ним работаем над множеством торговых и военных сделок, в том числе по масштабной закупке самолетов Boeing, крупной сделке по [истребителям] F-16, а также над продолжением переговоров по F-35, которые, как мы ожидаем, завершатся положительно», — написал американский лидер Дональд Трамп в своей соцсети Truth Social, охарактеризовав свои отношения с Эрдоганом как «очень хорошие».
Турецкий президент, выступая в эфире Fox News, также заявил, что стороны обсудят вопрос о передаче республике американских истребителей F-35, поскольку Анкара «заплатила за них, но не получила».
Этот визит главы Турецкой Республики в Вашингтон станет первым после возвращения Трампа. Во время его первого президентского срока лидеры дважды встречались в Белом доме.
Как сообщил источник «Известий» в турецких дипломатических кругах, Анкара, стремящаяся нормализовать отношения с Вашингтоном, активно лоббировала эту встречу. О том, что Турция настроена серьезно, свидетельствует то, что за пару дней до саммита страна отменила дополнительные тарифы на ряд товаров из США, которые были введены в ответ на американские меры. Среди них — автомобили, фрукты, рис, табак, алкоголь, твердое топливо и химическая продукция.
Отмену пошлин, а также соглашение о поставках компанией BOTAŞ около 70 млрд кубометров сжиженного природного газа из США через газопровод Mercuria в течение 20 лет Трамп может записать себе в качестве торговой победы, считают эксперты.
Взаимовыгодные договоренности
Отношения между странами заметно испортились в 2019 году, когда Турция попала под действие закона о противодействии врагам Америки посредством санкций (CAATSA) из-за покупки у РФ четырех С-400 «Триумф». Анкару, оплатившую также и первую партию американских самолетов, исключили из программы F-35.
В начале сентября ряд турецких СМИ сообщил, что РФ якобы рассматривает возможность выкупа С-400, поскольку «технически невозможно интегрировать средства ПВО российского производства в воздушный «зонтик» Турции, который работает по стандартам Североатлантического альянса». Однако в минобороны Турции эту информацию опровергли.
При этом агентство Bloomberg сообщает, что Турция может предложить альтернативу — добиться от США внесения поправок в CAATSA, чтобы тем самым вывести республику из-под «самолетных санкций». Взамен Анкара готова предложить Вашингтону торговую сделку и купить сотни авиалайнеров Boeing Co. и истребителей Lockheed Martin Corp. — с уговором, чтобы некоторые детали производились в Турции.
Сумма сделки не называется, но она может превышать $10 млрд. Переговоры о продаже самолетов между Turkish Airlines и Boeing ведутся уже давно. Согласно заявлению Трампа, о соглашении по этому вопросу объявят во время встречи президентов.
«Разрешение спора из-за российских ракет С-400 с помощью компромисса может привести к беспрецедентному росту сотрудничества в сфере оборонной промышленности между давними союзниками», — пишет Bloomberg. Авторы публикации полагают, что в дальнейшем США также разрешат деятельность 10 турецких компаний, которые занимаются производством деталей для F-35.
Помимо этого, на предстоящей встрече в Белом доме стороны могут обсудить не только авиационные контракты, но и, как пишет турецкая газета Sözcü, добычу редкоземельных элементов из района Бейликова в провинции Эскишехир. Речь идет о месторождении с запасами около 694 млн т, которое в Вашингтоне называют стратегическим: оно может снизить зависимость США от поставок из Китая — ключевого игрока на рынке редких элементов.
Для Турции же одним из важнейших пунктов встречи Эрдогана с Трампом называют отмену санкций для оборонной промышленности, введенных американским лидером во время его первого президентского срока.
Что думают эксперты
Приоритетами встречи двух лидеров в Белом доме станет снятие санкций с оборонной промышленности и выполнение требований Турции, в частности, в отношении истребителей F-35, рассказал источник «Известий» в турецкой делегации.
— Ожидается, что также будет обсуждаться ход продажи значительного количества пассажирских самолетов Boeing. Помимо этого, стороны обсудят ситуацию в секторе Газа, на Украине и в Сирии, — рассказал дипломат.
Заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН, доктор политических наук Владимир Аватков в беседе с «Известиями» отметил, что для Турции крайне важны отношения с США.
— Турция обладает второй по численности армией в НАТО и является одним из немногих действенных игроков, кроме США, в западном лагере. Но при этом у нее тесные отношения с Россией, и она не присоединяется к незаконным антироссийским западным санкциям, — считает тюрколог.
По мнению политолога, Анкара и Вашингтон важны друг другу.
— Американцы, очевидно, делают всё, чтобы склонить Турецкую Республику на свою сторону. И несмотря на рабочие отношения между Эрдоганом и Трампом, именно американский лидер вводил санкции против Турции. Эти ограничения действуют по сей день, на Анкару со стороны Вашингтона оказывается колоссальное давление, — подчеркнул специалист.
Аналитик уверен, что делается это потому, что американцам нужно либо полностью подчинить Турцию, либо сделать ее частью «дуги нестабильности».
— Как самостоятельный и сильный игрок Турция не нужна Соединенным Штатам. При этом мириться они с ней будут готовы, пока она хотя бы частично выполняет наложенный на нее функционал, в том числе по подрыву усилий России на Постсоветском Востоке и Юге, то есть на Южном Кавказе и в Центральной Азии, — считает Аватков.
Политолог подчеркнул, что, учитывая слабую предсказуемость Трампа, однозначных ожиданий от встречи лидеров быть не может.
— Это будет достаточно серьезная, если не сказать, судьбоносная встреча. На кону не только отношения между двумя странами, но и будущее самой Турции как таковой. Несмотря на давление, Анкара пока не отказывается от С-400, но при этом и не хочет сокращать свое сотрудничество с США, — резюмирует эксперт.