Кузов принят: спрос на новые автомобили вырос на треть

Активно приобретают российские, китайские и белорусские модели
Яна Штурма, Валерия Мишина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Интерес россиян к новым машинам вырос на 15–30% с начала 2025 года, сообщили «Известиям» дилеры и аналитики. В топе у покупателей российские и китайские марки, а также белорусский Belgee. Эксперты ожидают постепенного восстановления спроса на фоне снижения ключевой ставки до 17% и активных дилерских программ по распродаже запасов. О том, как складывается ситуация на автомобильном рынке, — в материале «Известий».

Как выросли продажи

В последние три месяца в России наблюдается рост активности потребителей в сегменте новых автомобилей, рассказали «Известиям» автодилеры и аналитики. По данным исследовательского холдинга «Ромир», если в прошлом году покупку планировали лишь 7%, то в этом оказатель вырос до 37%.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Заметно увеличилась и доля людей, которые предпочитают покупку нового автомобиля: с 33 до 51% по сравнению с прошлым годом. Выбор в пользу авто с пробегом делают только 37%.

— Рынок адаптируется к новым условиям, и потребители становятся более открытыми к новым предложениям, — отметила руководитель направления «Авто» компании Светлана Сорокина. — Однако фактор доверия к «старым» брендам по-прежнему очень высок.

Резкий рост продаж начался со второй недели сентября, рассказал «Известиям» директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров: трафик и контракты прибавили 30–40% к августу. В результате спрос в сентябре 2025 году приблизился к показателям аналогичного периода прошлого года.

— В сентябре спрос вырос на гибриды, электрокары и автомобили, ввезенные по схеме параллельного импорта, — сказал он. — Средняя стоимость в сентябре немного подросла и составляет у нас около 3,76 млн рублей.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

По данным «Авто.ру», покупательская активность выросла на 14%. Однако она остается на четверть ниже пиковой активности прошлого года. В январе-августе 2025 года новые машины стали на 10,3% более востребованы по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, добавили в пресс-службе «Авито Авто». В августе россияне на 6,3% чаще искали новые автомобили, чем в июле.

— Фиксируем плавный рост спроса на новые автомобили: в середине сентября он был на 17% выше, чем в конце августа, — сказал руководитель направления «Новые авто» платформы Никита Ивахненко. — Рост активности потребителей говорит о том, что рынок возвращается к стабильному состоянию, и устойчивость наметившегося тренда будет зависеть от дальнейшей кредитно-денежной политики. Можно сказать, что наблюдается тенденция к постепенному улучшению ситуации на рынке.

Куратор направления каско компании «Росгосстрах» Дмитрий Кузнецов подтвердил, что в сентябре произошел рост количества полисов, оформленных на новые автомобили, по сравнению с августом.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», по итогам последнего месяца лета 2025 года было реализовано 122,2 тыс. новых легковых автомобилей.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Однако в целом динамика спроса на новые автомобили в последнее время отрицательная — рынок стремится к отметке 1,2 млн авто по итогам 2025 года, отметил генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. Это примерно на 25–27% меньше, чем в прошлом году.

— Сейчас спрос на автомобили чуть улучшился, так как Банк России дал надежду на уменьшение стоимости автокредитов за счет снижения ключевой ставки, — сказал он. — Автомобили, на которые предоставляются максимальные по объему скидки от дистрибуторов, наиболее интересные для клиентов. Спрос на китайские машины у большинства покупателей сохраняется, потому что это единственные автомобили, которые сейчас можно приобрести официально, за исключением российских.

Какие марки выбирают россияне

За прошедшие восемь месяцев 2025 года в России было продано 773,2 тыс. новых легковых автомобилей — на 23% меньше, чем в январе – августе 2024-го, следует из данных «Автостата». Самыми популярными марками среди россиян остаются отечественные Lada Granta и Vesta, сообщили в «Авто.ру». Среди иностранных производителей лидируют Haval Jolion, Chery Tiggo 7, Changan Uni-S и Geely Monjaro.

— На фоне общего сокращения продаж в сегменте новых автомобилей отмечается уменьшение объема предложения со стороны китайских производителей, которое позволило белорусскому Belgee X50 стать одним из бестселлеров отечественного рынка, — отметили там.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Российские производители демонстрируют ценовую стабильность на рынке новых автомобилей: в августе средняя цена новой машины составила почти 1,6 млн рублей, фактически вернувшись на уровень начала года. Средняя стоимость нового автомобиля китайской марки в августе 2025 года составила 3,5 млн рублей, или плюс полпроцента к прошлому месяцу. Однако это не меняет общего тренда — с начала 2025 года снижение составило более 3%.

По данным «Авито Авто», летом 2025 года самыми популярными марками новых автомобилей стали SWM, «Москвич», Solaris, LADA и Jetour, а моделями — SWM G05 Pro, Lada Vesta, «Москвич» 3, Lada Granta и Jetour Dashing.

Заметнее всего в январе-августе вырос спрос на автомобили марки Chery (+47,2%) и Geely (+10,2%), а также на модели Jetour Dashing (+47%), Chery Tiggo 7 Pro Max (+46,2%), Lada Vesta (+42,1%) и Omoda C5 (+10,1%). В целом же в августе спрос на новые китайские машины вырос на 3,2% по сравнению с июлем, а с начала года показатель увеличился практически на треть (+31,9%).

Средняя стоимость новых автомобилей в августе уменьшилась на 2,7% — до 2,8 млн рублей. В топ подешевевших с начала года моделей попали Haval M6, Omoda C5, а также Chery Tiggo 4, Chery Tiggo 7 Pro Max и Chery Tiggo 8 Pro Max.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По словам Андрея Ольховского, россияне покупают либо отечественные марки, либо китайцев, а доля всех остальных крайне незначительная. Среди китайских марок с отрывом лидируют Haval, Chery, Geely и Changan.

— Сейчас средняя стоимость страхуемого нового автомобиля порядка 2,1 млн рублей, — сказал он.

При этом, несмотря на рост доверия к новым брендам, автовладельцы все еще ожидают возвращения на рынок «старых» и проверенных временем марок, добавили в «Ромире». Восстановления поставок европейских, японских и американских брендов ждут 64% россиян, что подчеркивает сохраняющуюся к ним лояльность и потенциальный спрос на их продукцию в будущем.

Как сложится ситуация на рынке

На российском автомобильном рынке наблюдаются разнонаправленные тенденции, которые создают впечатление одновременного роста и падения спроса, отметил владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов.

— Рост интереса к покупкам действительно есть, особенно к отечественным маркам на фоне требований госрегулятора по локализации автомобилей для такси и других коммерческих нужд, — полагает он. — Но этот интерес пока не трансформируется в массовые продажи из-за высоких процентных ставок по автокредитам и накопленных складских запасов у дилеров. Доля отказов по автокредитам достигает 77%, что существенно ограничивает покупательную способность.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Авторынок последние год-два пребывает в достаточно стрессовом, волатильном состоянии: уход популярных марок из России, высокие ставки по кредитам, рост стоимости самих транспортных средств и нестабильность финансового положения потенциальных покупателей — все это негативно отражалось на спросе, отметил основатель компании на авторынке Krytex Булат Килов.

Если раньше около 20% россиян обновляли автомобили раз в три-пять лет, стараясь уложиться в гарантийные сроки, то в начале этого года доля таких покупателей была в два раза меньше — многие откладывали покупку «до лучших времен». То есть только 10% россиян продолжают менять машину регулярно, чтобы не приходилось проводить дорогостоящий ремонт, менять запчасти и переживать о состоянии устаревающего авто. И только порядка 1% стараются менять машину почти каждый год.

— Ключевых факторов, оказывающих влияние на принятие решений о приобретении автомобиля было два, — отметил он. — Основным сдерживающим фактором последнего года служила высокая ключевая ставка, а основным «подстегивающим» к покупке мотивом было ожидание повышения утильсбора. И картина поэтому двойственная.

Прогнозы на осень осторожно оптимистичные: эксперты ожидают постепенного восстановления на фоне снижения ключевой ставки с 21% до 17% и активных дилерских программ по распродаже запасов. Но до уровня 2024 года рынку предстоит восстанавливаться еще несколько лет — реальный рост ожидается только в 2026 году.