В России предложили меры по стимулированию замены праворульных машин на «более безопасные» автомобили с левым рулем. С такой инициативой выступил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Он ссылается на рост аварийности среди праворульных авто. Стоит ли ждать запрета подержанных машин из Японии и почему их популярность может вырасти, выясняли «Известия».
Ограничивать и стимулировать
Сенатор Кутепов привел данные агентства «Автостат», согласно которым в России насчитывается 3,87 млн машин с правым рулем, порядка 1,99 млн из которых зарегистрированы в Дальневосточном, а еще 1,43 млн — в Сибирском федеральных округах.
«Доля автомобилей с правым рулем в отечественном автопарке составляет около 8,2%. При этом в прошлом году с участием автомобилей с правым рулем произошло 16 077 ДТП (что больше на 0,9%, чем годом ранее), то есть 12,2% от доли всех ДТП в 2024 году», — цитирует «СенатИнформ» письмо Андрея Кутепова на имя первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова.
Важно, чтобы регуляторные ограничительные требования носили плановый поэтапный характер и сочетались со стимулирующими мерами, отметил Андрей Кутепов.
В качестве стимулирующих мер он назвал государственные программы субсидирования для граждан, принявших решение о покупке нового безопасного автомобиля. Он подчеркнул, что новые автомобили должны быть обеспечены необходимыми поставками запасных частей, а также широкой сервисной инфраструктурой.
Скажется на омоложении парка
В пресс-службе Минпромторга России рассказали «Известиям», что обращение будет рассмотрено в установленном порядке в случае его поступления в ведомство.
— Напомним, что на данный момент Минпромторг России уже ведет системную работу в части стимулирования спроса на отечественные автомобили — в том числе в рамках программ льготного автокредитования и льготного лизинга. Концептуально такая инициатива может положительно сказаться как на процессе омоложения парка, так и на уровне безопасности дорожного движения. Однако совместно с отраслевым сообществом необходимо выработать сбалансированные решения — на данном этапе речи не идет о принудительной замене праворульных автомобилей, — заявили в ведомстве.
Какие машины с правым рулем везут в Россию
В 2022 году импорт праворульных машин в Россию вырос на 45%, до 175 тыс. штук, и дальше увеличивался, достигнув 226 тыс. в 2024 году.
За восемь месяцев этого года в нашу страну было ввезено 1,9 тыс. новых праворульных легковых машин (–34% к аналогичному периоду 2024 года) и 141,7 тыс. подержанных (–9%), рассказали «Известиям» в аналитическом агентстве «Автостат». Причем, помимо Toyota и Honda, которые пользуются наибольшим спросом, везут праворульные «Мерседесы» и «Фольксвагены», отметил генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков.
Льготная категория
Популярности «праворулькам» может добавить проект Минпромторга, предусматривающий изменения правил определения размеров утилизационного сбора.
Для физических лиц, которые ввозят автомобиль в Россию для личного пользования, предлагается сохранить льготные коэффициенты на автомобили мощностью до 160 л.с. Для регионов Дальнего Востока — более 95% импортированных в прошлом году автомобилей с правым рулем — это модели мощностью до 160 л.с., подпадающие под действие льготного коэффициента даже с учетом предложенных изменений, уточняют в Минпромторге.
По данным генерального директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, в июле самыми популярными моделями с правым рулем, ввезенными в нашу страну, были Honda Freed, Honda Fit, Toyota Corolla, Honda Stepwgn и Toyota Yaris. Все они по своим техническим характеристикам укладываются в предлагаемую планку в 160 л.с.
За те же деньги, но с лучшим оснащением
Сложно что-то противопоставить подержанным японским автомобилям в Дальневосточном регионе, особенно когда речь заходит о цене, отметил Сергей Целиков. Сейчас туда в основном ввозят автомобили в возрасте 5–7 лет, которые обходятся покупателям примерно в 1,2–1,5 млн рублей и на российских дорогах могут без проблем служить еще 10–15 лет.
Для значительной части потребителей, особенно на Дальнем Востоке, подержанный праворульный автомобиль из Японии представляет собой гораздо более выгодное соотношение цены и качества, считает представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников.
— За те же деньги, а зачастую и за меньшие покупатель получает автомобиль с более высоким уровнем оснащения, надежности и общим состоянием по сравнению с новыми бюджетными моделями отечественного производства, — говорит он.
При этом он считает, что массового распространения праворульных автомобилей за пределы их «традиционного ареала» на Дальнем Востоке не будет.
— Прежде всего это логистика: стоимость перегона автомобиля через всю страну существенно «съедает» его первоначальное ценовое преимущество. Во-вторых, это инфраструктурный вопрос: в центральных регионах страны не развита такая же сеть сервисов и нет такой доступности запчастей, как на Дальнем Востоке. Наконец, сохраняется психологический барьер и вопросы адаптации для водителей, не привыкших к правому рулю, особенно при выполнении маневров обгона, — отметил Никита Колесников.
Вопрос обгона
Опрошенные «Известиями» эксперты не считают, что автомобили с правым рулем менее безопасны, чем леворульные.
С точки зрения безопасности единственная проблема праворульных машин — это обгон на узкой двухполосной загородной трассе, пояснил партнер «Автостата» Игорь Моржаретто. Если человек ездит на такой машине несколько месяцев, то уже приобретает навыки безопасного обгона, отметил эксперт.
— У нас очень аварийный весь Дальний Восток. А поскольку там много машин праворульных, чисто математически выходит, что там много аварий с ними. Будут леворульные машины, будет много ДТП с их участием. А то, что аварийность увеличилась, так объемы ввоза выросли. Если каких-то машин стало больше, то очевидно, что количество аварий с ними тоже стало больше. И на какие безопасные автомобили мы хотим их заменить? — заявил главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
Сложный вопрос
Целенаправленно отказываться от использования таких машин в России не стоит, считает член комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Новичков.
«Ничего страшного с праворульными машинами, на мой взгляд, нет. Я не знаю и не видел тех исследований, что праворульные машины более опасны и более аварийноемки на дорогах. На мой взгляд, подтверждения этого фактора не существует», — рассказал Новичков. Депутат указал, что при обсуждении вопроса отказа от использования автомобилей с правым рулем в регионах Сибири и Дальнего Востока возникает социальная напряженность.
Запрет использования машин с правым расположением руля — очень сложный с социальной точки зрения вопрос, считает Игорь Моржаретто.
— Даже из концепции Стратегии безопасности дорожного движения, которую летом опубликовали, этот пункт уже убрали. Если бы запрет сопровождался, например, беспроцентным кредитом для покупки какого-то автомобиля российского производства, то было бы поле для рассуждений. Но этого же нет, потому что нет на это денег, — отметил эксперт.
В МВД России выступили категорически против каких-либо ограничений в эксплуатации праворульных автомобилей. Такие инициативы ведомство не выдвигало и не поддерживает.
Согласно официальной статистике, в 2024 году число погибших в авариях с участием праворульных автомобилей составило около 12% от общего числа погибших в ДТП.
— Изучение возможностей обеспечения безопасности при эксплуатации праворульных автомобилей предусмотрено в проекте новой Стратегии повышения безопасности дорожного движения. При этом планируется оценить риски, обусловленные, например, особенностями расположения механизмов управления и настройками внешних световых приборов в таких автомобилях, — сообщает в своем Telegram-канале официальный представитель МВД Ирина Волк.