Напели с мотивом: по какой схеме мошенники развели дочь Михаила Турецкого

Девушка отдала деньги обычному курьеру из-за угроз фальшивым уголовным делом
Валерия Чуб, Юлия Тимофеева
Фото: РЕН ТВ

Дочь Михаила Турецкого отдала крупную сумму мошенникам. 19-летнюю Эммануэль вели несколько дней — состряпали доверенность от ее лица на гражданина Украины и стали запугивать уголовкой за спонсирование экстремистов и крахом карьеры ее отца. Девушку постоянно держали на связи и в итоге убедили передать крупную сумму обычному курьеру, что она в панике и сделала. Только после Турецкая осознала, что оказалась жертвой мошенников, и обратилась в полицию. О том, как действовали аферисты и что надо знать об их технике манипуляций, чтобы не попасть на крючок, — в материале «Известий».

«Профессиональное запугивание на юридическом языке»

Телефонные мошенники разыграли с дочерью Михаила Турецкого — 19-летней Эммануэль — сложносочиненную партию. Сначала ей позвонили якобы из доставки и убедили выдать код из СМС. Девушка тут же осознала, что совершила ошибку, но не заподозрила, что это был лишь маленький первый ход аферистов в большом спектакле, в финале которого она вынесла из дома крупную сумму денег.

— Там такой уровень подготовки! Как только я назвала код, наш телефонный разговор оборвал автоответчик, который сообщил, что, вероятнее всего, было совершено мошенничество и нужно позвонить на добавочный номер. Конечно, я сразу сделала это. Ответила приятная девушка, которая стала предупреждать, что сейчас очень много мошенничества, тем более я из медийной семьи — внимания может быть больше и надо быть аккуратнее. Час где-то мы разговаривали. И дальше она мне скидывает доверенность, где сказано, что я все счета доверяю некоему экстремисту с Украины, — рассказала Турецкая «Известиям».

Доверенность, отправленная мошенником

Решить проблему, заверила аферистка на том конце провода, теперь может только Росфинмониторинг, и подключила Эммануэль по видеосвязи к некой государственной линии, тоже липовой, но звучало убедительно. А дальше — серьезный беспрерывный разговор с лжеследователем.

— Тебя заставляют оправдываться за то, чего ты не делала, начинается прессинг, очень долгие разговоры: «Вы знаете, кто я? Вы знаете, что это уголовно наказуемо? Вы понимаете, какую ответственность можете понести? Ваш отец доверенное лицо президента — понимаете, что его карьера, ваше будущее…» — и ты уже сидишь, как в тумане, ничего не понимаешь, становится дико страшно, — вспоминает Турецкая. — Еще больше прессинга, еще больше давления: «Как можете объяснить свою причастность?», скрины каких-то сумасшедших переводов на 4 млн 350 тыс.

Диалог Эммануэль с мошенником

Вели свою жертву аферисты несколько дней. Рассказывать кому-то о происходящем запрещали. Убеждали, что, если сотрудничать, проблем не будет, а за хорошее поведение — хвалили.

— Тебе не разрешают ни с кем разговаривать, пугают уголовной ответственностью и тем, что у твоей семьи тоже будут проблемы. Загуглить ты ничего не можешь, потому что тебе говорят, что твой телефон просматривается, и любая попытка что-то узнать — побег от ответственности. По зуму 24/7. Даже если в туалет идешь, ты не можешь выключать звук — прям настолько! — говорит Эммануэль.

Турецкой сказали, что скоро в доме будет обыск, и любая обнаруженная силовиками наличка будет расцениваться как деньги, полученные от экстремистов. Единственный выход — задекларировать все накопления. Сервис оказался на высшем уровне — за деньгами заехал курьер из обычной службы доставки.

— Был обычный курьер, не в сговоре 100%. Просто обычные люди, которые даже понятие имели, куда они везут деньги. Их надо было упаковать. Я положила в коробочку, сверху какая-то мишура, наверху духи, — сказала она.

Как действуют аферисты

Именно играя на чувстве страха, преступники подсаживают жертву на крючок. «Точку входа» можно найти к любому человеку, говорят правозащитники, вне зависимости от рода деятельности и финансового состояния.

— Главное — любыми путями заставить его поверить в то, что он совершил некий поступок, за который, безусловно, должна наступить ответственность, причем уголовная. Таким образом они формируют страх у жертвы — это обязательная черта всех форм манипуляций, — объяснил в беседе с «Известиями» адвокат, председатель президиума МКА «Аронов и Партнеры», профессор ВШЭ Александр Аронов.

Эти психотехнологии, которые изначально использовались для психотерапии, лишают критичности мышления и вводят в трансовое состояние, говорит эксперт.

— Когда мошенники звонят — они не дают жертве даже на минуточку остановиться, подумать. Они должны всё время контролировать время. Это контроль времени. Второе — это контроль пространства. Уточняется, где находится жертва, что она делает. Человек всё время с ними советуется. Таким образом происходит инкапсулирование самосознания. И всё время делают раскачку эмоций от страха до радости, до надежды, — сказал Аронов.

Диалог Эммануэль с мошенником

Эксперты отмечают при этом рост мошенничеств в отношении именно молодых людей 18–19 лет, которые хоть и совершеннолетние, но, по сути, еще дети.

— Особую опасность представляет профессиональное применение мошенниками техник нейролингвистического программирования (НЛП). Практика показывает, что даже молодые люди, неоднократно проинструктированные родителями о методах мошенников, попадаются на эти уловки. Психологическое давление, искусственно создаваемая спешка и манипуляции эмоциональным состоянием приводят к отключению критического мышления даже у подготовленных лиц, — сказала «Известиям» партнер, руководитель практики частных клиентов юридической компании «Митра» Алина Лактионова.

Организаторов подобных преступлений привлечь к ответственности почти нереально.

— В представленной истории есть потенциальная возможность идентификации курьера, через которого теоретически можно выйти на организаторов. Однако практика показывает, что курьеры обычно не имеют прямой связи с заказчиками. Для финансовых операций применяются счета подставных лиц («дропперов»), которыми также часто выступают представители молодежи 16–20 лет, не осознающие всей полноты юридических последствий своих действий, — сказала «Известиям» партнер, руководитель практики частных клиентов юридической компании «Митра» Алина Лактионова.

Эммануэль в процесс написания заявления в полицию

Единственным способом борьбы с явлением эксперты называют информирование населения. Эммануэль же теперь призывает общественность не стыдить тех, кто оказался в подобной ситуации. Ее семья случившееся восприняла спокойно и поддержала дочь. «Я после этого тебя еще больше люблю! Ты у меня такая наивная, такая бесхитростная! Мечта поэта такая девочка», — говорит Михаил Турецкий на видео, которое опубликовала в своем блоге дочь.