Миллиардер Денис Штенгелов мог выводить деньги из России, используя схему выплаты дивидендов, но обходя указы президента России, налагающие ограничения на то, как подобными средствами могут распоряжаться нерезиденты, выяснили «Известия». Генпрокуратура полагает, что с 2022 года основной владелец холдинга «КДВ Групп» (производит продукцию под брендами «Яшкино», «Кириешки» и др.) незаконно вывел из России 21 млрд рублей и направил их, среди прочего, на финансирование ВСУ. Тверской райсуд Москвы 23 сентября рассмотрит иск ГП о взыскании в доход государства всего имущества холдинга и признании экстремистами Дениса Штенгелова и его отца Николая. Какие еще способы незаконного вывода денег могли использовать собственники «КДВ Групп» и как на эти средства приобретались бизнес-активы по всему миру и элитная недвижимость — в расследовании «Известий».
Украинские связи
23 сентября Тверской районный суд Москвы рассмотрит иск Генпрокуратуры России в отношении миллиардера Дениса Штенгелова, его отца Николая Штенгелова и АО «Кондитеррус Ком» — головного предприятия холдинга «КДВ Групп». Ведомство добивается того, чтобы Штенгеловых признали экстремистами, а всё имущество холдинга обратили в доход государства.
На сегодняшний день состояние Дениса Штенгелова оценивается Forbes в $1,4 млрд. «КДВ Групп» — крупнейший производитель снеков и сладостей в России. Компания объединяет 15 фабрик и выпускает более 700 видов продукции под известными брендами, такими как «Яшкино», «Кириешки», и др. «КДВ Групп» развивает сеть примерно из 700 магазинов «Ярче!», сервис онлайн-торговли и доставку «Ярче Плюс» и даже футбольный клуб. В консолидированной группе насчитывается более 40 юридических лиц, участвующих в пищевом производстве, торговле и смежных сферах.
Сам Денис Штенгелов уже порядка полутора десятков лет живет в Австралии, а его отец ведет бизнес на Украине. С самого начала СВО Денис Штенгелов пытался всячески обезопасить себя от внимания российских властей. Он публично не высказывался о ситуации вокруг Украины. Единственный раз его позиция была упомянута в марте 2022 года голландскими СМИ. Ссылаясь на пресс-релиз голландского производителя консервов HAK (Штенгелов — мажоритарный акционер компании), журналисты писали, что миллиардер назвал СВО «чудовищной и непоправимой ошибкой», а сама компания HAK объявила о намерении отправить гуманитарную помощь на Украину.
Впоследствии Штенгелов более не делал публичных заявлений по теме СВО. Возможно, потому, что, по данным украинского реестра юридических лиц, под контролем холдинга КДВ находится компания «Юниснек продакшн», зарегистрированная в Днепропетровской области и занимающаяся производством пищевых продуктов.
Такая осторожность не помогла. В октябре 2022 года Дениса Штенгелова внесли в санкционные списки Украины на 10 лет, а уже через месяц Бабушкинский районный суд города Днепропетровска наложил арест на принадлежащие компании производственно-складские комплексы на ул. Сечевых Стрельцов, 91к, и проспекте Богдана Хмельницкого, д.169.
Оба объекта признаны вещественным доказательством по уголовному делу, возбужденному в июле 2022 года по признакам статьи «Коллаборационистская деятельность». В обоих случаях судья ходатайство следствия удовлетворил.
Проблемы сына-бизнесмена, впрочем, никак не сказались на его отце, Николае Штенгелове, который также ведет деятельность в агросекторе Украины. В Запорожье, откуда он родом, Штенгелову-старшему по-прежнему принадлежит сельхозпредприятие «Томь», занимающееся выращиванием зерновых и бобовых культур, а сам он возглавляет Приморскую районную организацию работодателей.
Отдельно стоит отметить, что в 2017 году отец бизнесмена, будучи депутатом Приморского районного совета Запорожской области, активно участвовал в сборе гуманитарной помощи и поддержке украинских силовых структур за что был награжден грамотой от администрации Запорожской области. В том же году ему вручили орден «За развитие Украины».
До весны 2021 года Николай Штенгелов также числился бенефициаром ООО «Петровское» (закладка и культивирование урожая, производство муки, хлеба и иных хлебобулочных изделий), которому щедро ссужала деньги головная компания его сына. В начале 2022 года Приморский районный суд Запорожской области постановил принудительно взыскать с «Петровского» 64 млн рублей в местной валюте по вступившему в силу решению арбитражного суда Томской области — ранее полученную ссуду и проценты по ней. Уже после начала СВО, в декабре 2022 года, это решение было отменено.
Финансовые взаимоотношения между бизнес-структурами отца и сына Штенгелова могут быть одним из элементов схемы по выводу денег из России, не исключили собеседники «Известий», так как это является распространенной практикой.
— Когда речь идет о «незаконном выводе средств», формулировка это предельно широкая. На практике под ней могут скрываться самые разные конструкции. Наиболее распространенные — использование зарубежных дочерних компаний: средства выводятся под видом оплаты консультационных или маркетинговых услуг, лицензий, роялти и других договоров. Часто применяется механизм займов: иностранная структура «кредитует» российскую компанию, а возврат с процентами становится удобным способом легализованного перевода капитала за рубеж, — отметила советник уголовно-правовой практики АБ «Соколов, Трусов и партнеры» Мария Бакакина.
Зарубежные активы Штенгелова
Помимо российских и украинских активов, у Дениса Штенгелова есть бизнес и в других юрисдикциях, которые сложно назвать дружественными России.
Например, с 2021-го он является главным акционером голландского агрохолдинга HAK, чья продукция — консервированные овощи, крупы, а также фруктовое пюре и протеиновые наборы — популярна на полках супермаркетов стран северо-западной Европы. Только в Нидерландах компания занимала 38% рынка продукции из готовых овощей, а ее годовой оборот, по оценкам журналистов, превышал €100 млн. Сначала Штенгелов контролировал агрохолдинг напрямую через КДВ, но в ноябре 2022 года голландцы заявили, что более не являются частью российского холдинга: по всей видимости, для избежания политических рисков контроль был передан принадлежащей Штенгелову же арабской компании Flexway.
Также в 2021-м КДВ приобрел американскую компанию Liberty Orchards — производителя орехово-фруктовых конфет Aplets & Cotlets в городе Кашмир (штат Вашингтон), окруженном яблоневыми и грушевыми садами. Стоимость сделки публично не озвучивалась, но в результате КДВ стал первым российским кондитером, вышедшим на американский рынок, а место главного торгового партнера американцев заняла входящая в периметр группы оптовая компания «Восток-ВЭД» из Кемерово.
В 2024 году Штенгелов за $30 млн приобрел контрольный пакет акций хорватской продовольственной фабрики «Звечево».
Впрочем, основные заграничные активы семьи Штенгеловых расположены в Австралии. Судя по материалам австралийских судов, с которыми ознакомились «Известия», с 2017 года компания КДВ строит и управляет крупным спортивным комплексом в Карраре, который занимает 12 га Золотого Побережья. Эксклюзивный проект бюро Shiro architects включает элитный отель Elite Golden Coast.
Согласно реестру юридических лиц Австралии, сама компания принадлежит офшору с Британских Виргинских островов — TWON PORTFOLIO LTD. Владелец офшора неизвестен, по косвенным признакам к нему может иметь отношение семья Штенгелова. В частности, на это указывает то, что директорами компании в разное время был сам Штенгелов и его сестра Юлия, а сейчас компанию возглавляет уроженка Томска Мария Каржилова, которая может приходиться миллиардеру супругой: об этом свидетельствует их общий адрес регистрации в Томске на улице Карташова.
Помимо отелей и спортивных объектов KDV-SPORT PTY LTD занимается и привычным для Штенгелова бизнесом: компания импортирует в Австралию снеки из России, естественно, фирмы КДВ. А вот еще одна австралийская компания, 36O PRODUCTIONS PTY LTD, ведет деятельность по организации мероприятий и съемке фильмов, причем может даже похвастаться рядом наград из Шри-Ланки.
Есть у Штенгелова в Австралии и личная недвижимость — мини-остров с особняком, оформленный на Марию Каржилову. Со спутника видно, что кроме виллы (в Сети утверждается, что она была приобретена в 2011 году за $2,5 млн) на острове есть теннисный корт, украшенный патриотичной надписью TOMSK. Официально здесь проживает Штенгелов, а его супруга — в более скромном комплексе апартаментов с кафе, ресторанами и бассейном по адресу 9 Lawson Street (согласно открытым источникам, апартаменты комплекса продаются по цене $500–700 тыс.
— В случае дислокации разных бизнес-линий в разных странах и регионах движение ликвидности, а затем и вывод капитала можно организовать различными способами, — объясняет независимый экономист Андрей Бархота. — Первый вариант — организация субординированных кредитов внутри всей бизнес схемы — одно юридическое лицо выдает заем другому. Последнее осваивает финансирование и выплачивает дивиденды бенефициаром. Второй вариант — сделать сложную и перекрестную структуру владения акций разных компаний. В результате прибыль от бизнесов в виде дивидендов будет стекаться в одну точку, откуда бенефициары будут ее забирать.
По мнению эксперта, предпосылок для национализации может быть много. Одна группа связана с неэффективным управлением компанией, вторая — с преступлениями владельцев.
Как могли выводиться деньги
По версии Генпрокуратуры, вложения в бизнес за границей осуществлялись в том числе из средств, которые Денис Штенгелов вывел из России. Опрошенные «Известиями» источники полагают, что основной схемой могли быть выплаты Штенгелову дивидендов со стороны его компаний. Это огромные суммы.
Например, в 2023 году «КДВ Групп» выплатила дивидендов на 7,1 млрд рублей. Структура акционерного капитала АО «Кондитерус Ком» (крупнейший актив холдинга) никогда не раскрывалась, но стала известна в 2021 году благодаря покупке компанией Штенгелова банка «Долинск». Оказалось, что Штенгелову принадлежит 78,8% «Кондитерус Ком», 17,9% у его партнера Игоря Семенова, еще 1,8% у еще одного партнера — Марии Каржиловой. Оставшиеся 1,5% — у миноритариев.
Таким образом, доля Дениса Штенгелова только по этой выплате дивидендов составила 5,6 млрд рублей. А всего в 2023 году бизнес-структуры Штенгелова выплатили ему и связанным с ним лицам порядка 10,7 млрд рублей.
В 2024 году «Кондитерус Ком» направил на дивиденды 12,5 млрд рублей, и снова львиная доля досталась Штенгелову.
В самой выплате дивидендов нет ничего незаконного. Но в случае с Денисом Штенгеловым, вероятно, имело место игнорирование сразу двух указов президента РФ, рассказали собеседники «Известий». Речь об указах № 95 и № 254 от 5 марта и 4 мая 2022 года соответственно. Они ввели защитные меры против вывода денег из России иностранными акционерами российских компаний (а Денис Штенгелов, как нерезидент подпадал под это определение). В частности, 95-й указ устанавливает, что нерезиденту необходимо открыть в российской кредитной организации специальный счет типа «С», на который и будут переводиться дивиденды.
— Это специальный счет, он действительно ограничен в правах, есть определенный порядок его использования, — пояснил «Известиям» партнер практики рынков капитала компании «Бранан Лигал» Станислав Васильев. — Если российская компания перечисляет на него дивиденды акционеру-нерезиденту, то он по идее не в праве эти деньги выводить за границу. А вот внутри страны волен тратить с этого счета. Например, делать инвестиции, покупать ОФЗ. Конкретно с Денисом Штенгеловым, я думаю, это уже задача следствия определить, как именно акционер в его лице нарушил эти защитные механизмы.
Помимо этого, отмечают эксперты, для незаконного вывода капиталов за границу широко используется манипулирование ценами во внешнеэкономических сделках: оборудование или сырье формально приобретается, но деньги в итоге оседают в офшорной компании владельца, которая перепродает товар по рыночной цене, оставляя разницу на зарубежных счетах.— Что касается обвинения в финансировании ВСУ, здесь мы видим качественно новый этап, — отметила Мария Бакакина. — Раньше национализация через иск Генпрокуратуры была инструментом передела собственности, доставшейся недобросовестному получателю в лихие 90-е. Теперь же в фокусе — текущая деятельность бизнеса и предполагаемая угроза национальной безопасности.
Если решение суда будет в пользу Генпрокуратуры, то в доход государства отойдут активы стоимостью 497 млрд рублей (так ведомство оценивает текущую капитализацию «КДВ Групп». Ежегодный доход холдинга — 756 млрд рублей, а валовая прибыль — 139 млрд.