Момент про зрение: прибор ночного видения с AR поможет в специальных миссиях

Как новая технология повысит эффективность работы подразделений на поле боя
Денис Гриценко, Юлия Леонова
Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey

В РФ создают новый прибор ночного видения с функцией дополненной реальности, который предназначен прежде всего для спецназа. Разработчик уже располагает основными компонентами устройства. Комплекс обладает высокой светочувствительностью, может обмениваться данными с разведывательными беспилотниками и отправлять сведения о положении бойца на планшет командира. Также технология дает возможность вести стрельбу удаленно, не покидая укрытия. По мнению экспертов, имеющиеся у системы функции действительно могут повысить эффективность специальных подразделений на поле боя, однако важно, чтобы она имела небольшой вес.

Прибор ночного видения с расширенными возможностями

Российский производитель специальной техники разрабатывает прибор ночного видения нового поколения с функцией дополненной реальности. Разработчик уже располагает основными оптическими и электронными компонентами устройства. Кроме высокого качества изображения при слабом освещении комплекс способен обмениваться данными с разведывательными беспилотниками и передавать сведения о положении бойцов и тактической обстановке в режиме реального времени на планшет командира или системам на основе искусственного интеллекта. Разработка также дает возможность вести стрельбу удаленно, не покидая укрытия.

— Сегодня мы стоим на пороге серьезных изменений в области ночного видения и боевых систем. Опыт зарубежных стран показал, что развитие движется не в сторону одной универсальной технологии, а в направлении комплексных гибридных решений. Поэтому наша главная задача — создать систему, которая объединит лучшие технические наработки и позволит эффективно комбинировать данные разных сенсоров и источников информации. В настоящее время мы разрабатываем комплекс, который ориентирован на элитные группы, действующие в тесной координации под управлением командиров. Для бойца чрезвычайно важно минимизировать риск: дистанционная стрельба, когда оружие ведет огонь, не раскрывая позицию самого бойца, — существенный шаг именно в этом направлении, — рассказал «Известиям» собственник компании «Экран ФЭП» Александр Демин.

В основе комплекса — беспленочные электронно-оптические преобразователи, созданные разработчиками системы. Этот компонент обеспечивает высокую светочувствительность и контрастность, а также четкость при смешенном освещении. При этом технология предохраняет прибор от перегрузок при попадании яркого света, убирает искажения и эффект ареола. Такие аппараты работают в широком диапазоне освещений, имеют высокую ударопрочность и длительный срок службы. Единственным серийным аналогом располагают только США.

— В конечном счете наша цель — защитить жизнь бойцов и дать им максимум преимуществ на поле боя, — добавил Александр Демин.

Большинство комплектующих системы разработчик производит самостоятельно, а не закупает за рубежом.

Эффективность на поле боя

Очень важно, чтобы аппаратная основа разработки была максимально импортозамещенной, а не просто собирались из иностранных запчастей, отметил военный эксперт Дмитрий Корнев.

— В таком случае, если все заявленные возможности системы действительно работают и она не стоит заоблачных средств, то польза от нее будет и она будет востребована, — сказал специалист.

Внедрение технологии дополненной реальности в военную экипировку — одно из самых динамично развивающихся и активно внедряемых направлений в мире. Это значительно повышает эффективность действий военнослужащих на поле боя, считает военный эксперт Юрий Лямин.

— Данная технология неразрывно связана с развитием автоматизированных систем управления, что позволяет солдатам и младшим офицерам получать оперативную информацию из различных источников прямо перед глазами. Их командиры при этом видят полную картину происходящего в реальном времени, что позволяет им эффективно управлять подразделениями. В частности, интеграция дополненной реальности в комплексы ночного видения для элитных подразделений, таких как спецназ, становится ключевым элементом повышения их эффективности, — сказал он «Известиям».

Как отметил эксперт, удаленное управление огнем — еще одно важное применение. Боец может получать изображение с камер дистанционно управляемого вооружения, например пулеметной турели, прямо на свой дисплей.

— Это дает возможность управлять огнем, оставаясь в укрытии и не подвергаясь риску. В современных условиях, когда повсеместное распространение БПЛА и стационарных камер значительно упрощает обнаружение противника, это критически важно для сохранения жизни и здоровья военнослужащего. Аналогичным образом на дисплей могут выводиться видеопотоки с камер беспилотных летательных аппаратов, предоставляя бойцу полную тактическую картину, — объяснил Юрий Лямин.

Что касается универсальности, то современные военные технологии движутся в сторону создания не одной системы, а интегрированного комплекса, уточнил он. Такой подход позволяет системе взаимодействовать с различными специализированными устройствами и получать от них всю необходимую информацию, что делает ее максимально эффективной и гибкой.

Однако по мнению инструктора спецназа и бывшего сотрудника МЧС Александра Ластовины, необходимость использования технологии дистанционной стрельбы в разрабатываемой системе вызывает сомнения, так как это дополнительный вес. Ни один боец не оставит свое вооружение на расстоянии и не захочет носить с собой провода. Такой подход нельзя реализовать для пехотинца или даже снайпера, уверен эксперт.