Берегись, автомобиль: импортные премиум-машины в РФ могут подорожать в 1,5 раза

Спрос на них в преддверии повышения утильсбора уже вырос на 10-15%
Владимир Гаврилов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Цены на импортные автомобили премиального сегмента на вторичном рынке могут вырасти до 50%, а на машины среднего — на 30%. Причина — увеличение утильсбора с 1 ноября. В РФ ожидается дефицит премиальных авто, и рынок в среднесрочной перспективе разделится на «элитную» и «массовую» части, рассказали «Известиям» эксперты и его участники. Всё это затронет и отечественные модели, которые подорожают до 15%. Как еще изменится рынок и на какие модели переориентируются россияне, разбирались «Известия».

Почему сократится премиальный сегмент авторынка

Увеличение утильсбора, анонсированное Минпромторгом с 1 ноября 2025 года, приведет к дефициту автомобилей в премиальном сегменте и глубокой трансформации авторынка. К такому выводу пришли опрошенные «Известиями» дилеры и частные продавцы. Заменить BMW, Audi, Volvo, Lexus и прочие популярные модели фактически нечем.

— Помимо роста цен в премиум-сегменте до 50%, вероятно увеличение стоимости машин и среднего класса — до 30%. Причем это касается как новых, так и подержанных авто, — рассказал «Известиям» владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

На первый взгляд, машины среднего класса с моторами мощностью ниже 160 л.с. не подпадают под действие больших ставок утильсбора, но общая трансформация рынка скажется и на них, считает он. По словам эксперта, цены на отечественный автопром тоже вырастут, но не столь резко.

— В среднем ожидаем рост в диапазоне 5–15% в ближайшие 12–24 месяца. Всё будет зависеть от степени локализации, субсидий и госпрограмм, — отметил Алексей Иванов.

При этом в сегментах локализованных машин может наблюдаться больший рост из-за высокого спроса и ограничений поставок импортных комплектующих.

Уже сейчас, в преддверии увеличения ставок утильсбора, к завезенным премиальным иномаркам отмечается повышенный интерес. По данным «Авилон», на 15%, а по информации от «Интерлизинга» — в пределах 10%. Люди пытаются успеть приобрести автомобили.

После вступления в силу новых правил вторичный рынок сместится от мощных моделей премиум-сегмента и среднеразмерных кроссоверов к массовым машинам с двигателями 1,4–1,6 л и мощностью до 160 л.с., а также к автомобилям из Китая, которые не подпадают под жесткие ставки утильсбора, полагает директор по маркетингу «Интерлизинга» Мария Габуния.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Со вторичного рынка могут исчезнуть популярные премиальные и полноразмерные автомобили с мощными моторами, импортируемые в основном из Южной Кореи. Это BMW X3 и X5, Audi Q7, весь модельный ряд Volvo, а также корейские кроссоверы Hyundai Santa Fe, Palisade, KIA Sorento, Sportage и другие. Новые ставки утильсбора сделают ввоз и продажу этих авто экономически нецелесообразными, считает она.

По словам Алексея Иванова, в условиях образовавшегося дефицита спрос переориентируется с европейских и южнокорейских автомобилей на китайских «одноклассников», а также на автомобили европейских брендов массового сегмента, которые собирают в той же КНР. Большую привлекательность получат «китайцы», которые ранее локализовали производство в России: бренды Haval, Chery Tiggo, Omoda. Модель Exeed LX также вписывается в требования, так как в ней менее 160 л.с. Вырастет спрос на эту и подобные модели с невысокой мощностью двигателя, добавил он.

На данный момент в России производятся только Haval под Тулой. В Белорусии на заводе Geely изготавливаются Belgee x50, x70 и s50, на которые не распространяется высокий утильсбор. Но среди этих моделей нет представителей премиального сегмента.

— Взамен ушедшим с рынка премиальным моделям можно будет ввозить среднеразмерные и компактные машины с моторами мощностью не выше 160 л.с., — рассказал «Известиям» автоэксперт, профессиональный перегонщик Роман Трофимов.

Например, Audi Q3, Volkswagen Tiguan 1,4 или Skoda Octavia поставляются преимущественно с китайского рынка. Эти машины можно ввозить по цене в 2,5–2,7 млн рублей, отметил эксперт. Также в этой цепочке BMW первой и второй серий с мотором 1,5 л, Audi A3, Mercedes GLB/GLA, КIA К5 2,0 и K3, кроссовер Volkswagen Tharu. На них утильсбор для физических лиц остается прежним. Для премиальных машин с мотором мощностью свыше 160 л.с. утильсбор поднимется до 1–3,2 млн рублей, отметил он.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Проект постановления правительства по изменению ставок утилизационного сбора разработал Минпромторг. Они касаются легковых автомобилей категории М1, где число пассажирских мест не превышает восьми.

«Для физических лиц, которые ввозят автомобиль в Россию для личного пользования, предлагается сохранить льготные коэффициенты на самые востребованные категории транспортных средств мощностью до 160 л.с. В случае утверждения предлагаемых изменений они вступят в силу с 1 ноября 2025 года и не отразятся на автолюбителях, которые уже оплатили утильсбор на иномарку по действующим правилам до вступления в силу новой нормы», — подчеркивали ранее в ведомстве.

«Известия» направили запрос в Минпромторг с просьбой разъяснить, для чего потребовалось заметно ограничить ввоз дорогих премиальных машин с мощными моторами. На момент подписания номера в ведомстве не ответили.

Насколько вырастет утильсбор на премиальные иномарки

— Если инициатива будет принята, то мы прогнозируем два сценария. Краткосрочный — ажиотажный всплеск спроса на ввозимые автомобили перед введением новых правил. Долгосрочный — неизбежный рост цен на вторичном рынке и последующее падение спроса на 30%, — рассказал Роман Трофимов. — Это не удивительно, если учесть, что цена на премиальные иномарки может подняться на 1–3,2 млн рублей.

Для примера: чтобы ввезти для личного пользования трехлетнюю BMW X3 (2,0 л, 190 л.с.) человеку придется заплатить утильсбор в 1,244 млн рублей, на BMW X5 (3,0 л, 310 лс) — уже 3,228 млн, на Audi Q7 TDI (3,0 л, 250 лс) — 3,142 млн. Для сравнения, сейчас ввоз таких машин обойдется в 5,2 тыс. рублей, говорит эксперт.

Фото: Global Look Press/Svetlana Vozmilova

— Объемы импорта популярных моделей премиальных марок, таких как BMW X3 и X5, Audi Q7, Volvo, могут существенно сократиться. Вероятно, уменьшится доля перекупщиков, специализирующихся на подобных поставках, — рассказал «Известиям» директор департамента закупок автомобилей с пробегом «Авилон» Роман Кляузов. — Но сразу они не исчезнут, так как многие машины уже ввезены для продажи.

По словам Марии Габунии из «Интерлизинга», в России представлены несколько китайских премиальных автомобильных моделей, которые занимают премиум-сегмент. Это бренды Aito Seres, Avatr, Voyah, Zeekr и Hongqi.

— Их будет недостаточно отечественному потребителю, — считает она. — В дальнейшем средний сегмент рынка перейдет на бренды попроще, а обеспеченные потребители продолжат переплачивать за люксовые машины по цене свыше 10 млн рублей, для которых новый утильсбор даст прибавку в цене в 10–15%.

На Lixiang, Voyah, Rox и другие официально поставляемые машины в Россию вряд ли рост стоимости будет резким, полагает Роман Кляузов. Производители и дистрибьюторы начнут сглаживать ценовые колебания. Повышение, скорее всего, будет происходить постепенно и растянется во времени, отметил эксперт.

Выиграют от изменения расчета утильсбора те, кто занимается импортом полулегально, считает генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. А те, кто делает бизнес прозрачно, столкнутся с дополнительными сложностями, потому что у них есть обязательства перед поставщиками по заказам автомобилей на несколько месяцев вперед.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Заметные изменения ожидают гибриды и электромобили — там рост конечной стоимости будет примерно на 2 млн рублей на единицу, полагает он. Весь сегмент электрических авто и гибридов составляет порядка 8% от объема продаж, утверждает участник рынка. Это значит, что они станут менее доступны и никто не будет заниматься их локализаций с таким маленьким объемом продаж.

— Существенное уменьшение объема продаж в сегменте электрокаров и гибридов Lixiang, Zeekr и прочих — это реальная перспектива, — сказал «Известиям» директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов.

Этот сегмент и так сильно просел, и увеличение стоимости на 1,2–1,6 млн слишком существенно. Такой скачок цен может стать еще одним стоп-фактором для покупателей, полагает он.