В российских школах стартовал профориентационный курс «Россия — мои горизонты». Его пройдут все ученики 6–11-х классов. О том, что такое «Россия — мои горизонты», можно ли отказаться от курса и какой будет программа в текущем учебном году, — в материале «Известий».
Что такое «Россия — мои горизонты»
«Россия — мои горизонты» — курс профориентационных занятий, который проводится для всех школьников России, учащихся в 6–11-х классах. Обучение проходит внеурочно каждый четверг учебного года, традиционно занятия начинаются в 8:30. Программу запустили в 2023 году. В 2025-м проект состоится в третий раз.
Каждое занятие адаптировано под возраст школьника.
Цель курса — помочь школьникам выбрать будущую профессию, провести для них профдиагностику. На занятиях подростков знакомят с современными профессиями и необходимыми навыками работы по специальностям, потребностями федерального и регионального рынков труда, достижениями страны в области науки, технологий, экономики и других сфер. В этом году в курс добавили занятия по космическим технологиям, финтеху, промышленному дизайну и прикладной математике.
Согласно рабочей программе, на занятиях ученики просматривают видеоролики, участвуют в дискуссиях, выполняют задания, анализируют отрасли и профессии, готовят список вопросов для беседы с родителями. В курс включена как работа под руководством педагога, так и самостоятельная. Также в зависимости от возможностей школы могут устраивать выездные уроки.
«Курс «Россия — мои горизонты» позволяет школьникам, начиная с шестого класса, знакомиться с возможностями для развития в России. Ученики по всей стране посещают предприятия, заводы, компании, колледжи и вузы, чтобы узнать о том, как устроены разные перспективные направления экономики, и найти специальность по душе», — рассказывал глава Минпросвещения Сергей Кравцов на открытом занятии первого всероссийского форума по профориентации с одноименным названием «Россия — мои горизонты».
Можно ли отказаться от «России — мои горизонты»
Часть детей и их родителей недовольны курсом из-за дополнительной нагрузки: у некоторых классов учебный день с учетом этих занятий достигает девяти уроков.
Также у родителей возникает вопрос в связи с наполнением программы. Например, в комментариях к недавним постам сообщества «Россия — мои горизонты» во «ВКонтакте» пользователи задаются вопросами: «Зачем детям в 10-м классе рассказывать про колледжи и техникумы?», «Может ли школа заставлять школьника посещать данный курс профориентации в девятом классе девятым уроком?»
— «Россия — мои горизонты» — это внеурочная деятельность, она не входит в учебный план, но рекомендуется. В лицее нет ни одного случая, чтобы родители отказывались от участия. Но, конечно, учителя не так суровы, если вдруг ребенок прогулял занятие. Хотя я знаю, что в некоторых школах ученики пишут отказ от курса, после долгих попыток переубедить им разрешают не посещать занятия, — рассказывает «Известиям» учитель истории, права и обществознания МАОУ «Лицей» города Лесной Свердловской области Ольга Царева.
Учитель математики в МАОУ СОШ Екатеринбурга № 23 Юлия Бодрова сообщила «Известиям», что не слышала, чтобы кто-то из учеников или родителей их школы узнавал, как отказаться от участия в программе.
В Минпросвещения «Известиям» ответили, что план внеурочной деятельности является обязательной частью образовательной программы, который школы разрабатывают и утверждают сами. При этом посещать занятия необходимо.
Уточнили в министерстве и ситуацию с повышенной нагрузкой на школьников.
«В соответствии с Приказом № 704 введено единое поурочное планирование, которое позволяет школам вариативно формировать собственное расписание. В том числе и для того, чтобы избежать ситуаций с превышением установленных норм», — ответили «Известиям» в пресс-службе Минпросвещения.
Кто должен проводить «Россия — мои горизонты»
Занятия проводят школьные учителя, чаще всего классные руководители. Согласно законодательству, за это предусмотрены дополнительные выплаты.
Кроме того, в рамках курса возможны беседы с приглашенными специалистами отрасли, следует из рабочей программы. Однако модерирует урок учитель.
Какая программа курса «Россия — мои горизонты» в 2025/26 году
Всего курс рассчитан на 34 занятия, каждое из которых длится один академический час. За один месяц школьники изучат в основном четыре темы. Но в январе, марте и мае пройдет по три занятия, а в апреле их будет пять.
По видам уроки делятся на:
— установочное — первое занятие, вводное;
— тематические профориентационные — диагностика желаний, умений;
— отраслевые — посвящены определенной отрасли;
— практико-ориентированные — углубленное изучение одной из изученных профессий;
— рефлексивное — подведение итогов, последнее занятие.
Ученикам расскажут про атомные технологии, космическую отрасль, энергетику, тяжелую и легкую промышленность, пищевую промышленность, машино- и судостроение, прикладную и фундаментальную математику, IT- и финтех-компании, бизнес, науку, туризм, транспорт, интернет и телекоммуникации, медицину, культуру и искусство, строительство, военно-промышленный комплекс, вооруженные силы.
В отраслевых занятиях учащимся 6–7-х классов объясняют значимость сферы, какие знания необходимы и учебные предметы, которые нужно изучать. Ученикам средней школы рассказывают подробнее о профессиях, возможностях общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов отрасли, 10–11-м классам — о профессиональных качествах и перспективах высшего образования и СПО.
Что входит в региональную программу курса
В программу курса включены занятия, посвященные региональной повестке, — отобраны те отрасли и профессии, в которых нуждается конкретный регион.
В 2025/26 учебном году, согласно плану занятий, на реализацию регионального компонента может быть отведено до 50% от общего количества занятий курса. Об этом говорится в сообщении Минпросвещения. По словам управляющего директора Фонда гуманитарных проектов, руководителя единой модели профориентации «Билет в будущее» Ивана Есина, предусмотрена возможность отвести 17 из 34 часов на региональную специфику рынка труда. В этом учебном году ожидается создание курсов от «десятков субъектов страны», уточнил эксперт.
«Темы отраслевых занятий регионального уровня преимущественно должны быть связаны с основными отраслями производственной и непроизводственной сфер экономической деятельности субъекта Российской Федерации и разнообразием профессий, представленных в них, с учетом кадрового прогноза Минтруда России, а также программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации», — сказано в методических рекомендациях.
Регион может и не вводить в курс занятия, отражающие специфику своего рынка труда.
Среди тем занятий есть:
— топливно-энергетический комплекс как сфера занятости в субъекте РФ или энергетическая отрасль субъекта;
— легкая промышленность в регионе;
— IT-компании субъекта или высокотехнологичные компании субъекта;
— промышленность и производства в регионе;
— развитие сферы сервиса и туризма в субъекте;
— транспортная сфера региона;
— интернет и телекоммуникации в субъекте РФ;
— медицина/медицина и фармацевтика/фармацевтическая отрасль/сфера профилактики и реабилитации в регионе.