Молдавские власти могут устроить провокацию в Приднестровье и ввести военное положение, если будут понимать, что проигрывают, заявил «Известиям» экс-президент республики, лидер Партии социалистов Игорь Додон. Сейчас Кишинев арестовывает представителей оппозиции, блокирует их счета, а Запад по его просьбе вводит санкции в отношении политиков. На 28 сентября в республике намечены парламентские выборы. В случае их фальсификации партии намерены требовать проведения повторного голосования. О шансах на евроинтеграцию Молдавии, перспективах отношений с Россией и примере Грузии — в эксклюзивном интервью Игоря Додона «Известиям».
«Нынешняя власть в агонии»
— 28 сентября в Молдавии пройдут парламентские выборы. Действующие власти усиливают давление на оппозицию? Применяются ли какие-то новые, более жесткие методы?
— Мы сейчас находимся в середине избирательной кампании, 26 сентября она заканчивается. По всем опросам наш патриотический блок вышел вперед, опередив нынешнюю партию власти Майи Санду. Мы говорим о цифрах, которые считаются внутри страны, без диаспор. Если будет разница 10–15%, тогда мы сможем победить на этих выборах даже с учетом диаспор. Нынешняя власть это понимает, поэтому применила все возможные механизмы и репрессии.
У очень многих активистов проходили обыски, были даже аресты людей. Идет запугивание наших агитаторов на местах, то есть физически их атакуют. Нынешняя власть в агонии. Я думаю, что они могут прибегнуть к снятию некоторых партий с избирательной платформы.
Получить парламентское большинство у них уже точно не получится. Поэтому остается два варианта. Первый — попытаться сфальсифицировать на диаспоре, но мы туда отправляем на все участки большое количество наших наблюдателей. У нас есть совместные договоренности с оппозиционными партиями. Думаю, будет четыре-пять человек следить, чтобы не было фальсификаций.
— Страны Запада вводят санкции против представителей молдавской оппозиции. Растет ли число подобных случаев?
— За 33 года независимости в Молдове такого произвола в отношении оппозиции не было: снятия блоков с выборов, блокирования счетов лидеров партий. Или же, к примеру, мнимые канадские санкции. Я не первый год в политике: на такие меры с согласия Брюсселя никто до сих пор не шел.
Я думаю, Запад это делает по просьбе молдавских властей, которые используют эти санкции для того, чтобы ударить по тому или другому политику. Это уже было у нас два года назад, когда на местных выборах в последний день кампании сняли с избирательной гонки кандидатов от одной политической партии, аргументируя это внешними санкциями.
Механизм очень простой. Молдавские власти просят Брюссель или Оттаву ввести санкции. И правительство той же Канады включает того или иного политика в санкционный список. Например, Ирину Влах.
«Мы понимаем, с кем имеем дело: готовимся к любому сценарию»
— Стоит ли ожидать провокаций в Гагаузии и Приднестровье?
— Максимум, что они могли сделать в Гагаузии, уже сделали. Башкана [Евгению Гуцул], маму двоих несовершеннолетних детей, незаконно арестовали. Там постоянно, каждую неделю, проходят обыски, аресты активистов и так далее. Но до какой-то эскалации, в том числе военной, скорее всего, дело не дойдет. Если действующим властям это не поможет, то они могут запустить провокационный сценарий по Приднестровью, чтобы ввести военное положение и отменить выборы. В Приднестровье такой сценарий теоретически возможен, и он самый опасный.
— Готовят ли сейчас в вашей партии какую-то новую стратегию — наряду с протестами — для противодействия партии Майи Санду?
— Конечно, мы не будем публично делиться всеми нашими устремлениями. Мы понимаем, с кем имеем дело: готовимся к любому сценарию. Сейчас мы сосредоточены на работе «в поле», с людьми. За две недели кандидаты блока уже провели 1,5 тыс. встреч с населением. Всего их будет проведено 3–4 тыс. Мы также очень активно работаем медийно, в соцсетях и не только: брифинги, пресс-конференции и так далее. У нас предусмотрено проведение нескольких маршей за честные выборы. Сейчас будем оценивать риски проведения таких мероприятий до 28 сентября.
Считаю, что 29 сентября мы все должны быть на центральной площади, чтобы отстаивать результаты выборов, либо требовать повторных, если будет какая-то фальсификация, которую мы не сможем документировать.
«Я думаю, что Молдова не вступит в Европейский союз»
— Намерены ли вы призывать народ к проведению нового референдума об интеграции Молдавии в Евросоюз?
— Референдум прошлого года незаконен, мы его не признали. Юридических оснований для утверждения результатов референдума не было. Об этом говорят все юристы, даже проевропейские. Поэтому этот референдум нужно отменять. И я надеюсь, что в следующий раз мы этого добьемся.
— Есть ли сейчас шансы у Молдавии вступить в ЕС и НАТО? Какие настроения среди населения?
— Я думаю, что Молдова не вступит в Европейский союз. Это понимают все, включая и лидера объединения. Напомню, что в проекте бюджета ЕС на следующие семь лет нет ни одного евро на Молдову как потенциального члена ЕС. Более того, там заявляли, что членство Молдовы в ЕС возможно только одновременно с Украиной. В ближайшем будущем, скорее всего, ясности и у наших соседей не будет. Поэтому это просто предвыборная «морковка», для того чтобы опять сыграть на настроении некоторых граждан Молдовы.
Если мы говорим об интеграционных процессах на Запад или на Восток, то сейчас настроения в обществе где-то «50 на 50». Но большинство граждан Молдовы за третий путь: хотят быть в хороших отношениях с Европой и с Россией.
— Как возможная победа партии PAS скажется на отношениях Молдавии с Россией?
— Мы видим, что происходило в эти четыре года. Страна присоединились к 80% всех антироссийских санкций — из-за этого пострадала экономика. Мы провели круглый стол с грузинскими экспертами, которые находятся в Молдове. Нас пугают тем, что, если победят патриотические силы, у нас будет ситуация как в Грузии. Но там есть рост экономики. А может быть, как раз нужно поступить так же, как в Грузии, которая отстаивает свои национальные интересы и готова развивать отношения со всеми?