«ЭРА-ГЛОНАСС — цифровой барометр технологической зрелости беспилотников»

Гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич — о развитии и внедрении единой системы идентификации беспилотного транспорта

Развитие беспилотного транспорта имеет сегодня важнейшее значение для экономики страны, считают эксперты. Это комплексный процесс, затрагивающие сразу многие отрасли. Глава АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич на полях ВЭФ рассказал «Известиям» о создании единой системы идентификации для гражданской беспилотной авиации, в перспективе для беспилотников во всех средах — на земле и воде.

— Создание единой системы идентификации беспилотного транспорта — сейчас приоритетная задача. Почему для реализации выбрана именно «ЭРА-ГЛОНАСС»?

— Это логичный выбор Минтранса России, которому президент страны поручил эту задачу. Ведь госинформсистема «ЭРА-ГЛОНАСС» выполняет функцию интернета вещей на транспорте, и мы это делаем уже много лет. У нас сегодня на платформе свыше 13 млн подключенных транспортных средств: более 12,9 млн на платформе аварийного оповещения, еще свыше полумиллиона — на сервисе мониторинга общественного транспорта, лесной техники, перевозок опасных грузов, малой авиации во всех регионах России. Предлагая единую систему идентификации на базе нашей платформы, опираемся на наш опыт клиентского обслуживания, на наши технологии. Ведь мы понимаем, что десятки тысяч потенциальных клиентов, которые придут и будут ждать качественного сервиса. Мы это умеем делать.

К примеру, в этом году за несколько месяцев мы подключили более 100 тыс. единиц техники лесопромышленного комплекса нашей страны. Поэтому и клиентское обслуживание, и информационные и телекоммуникационные домены инфраструктурные у нас уже есть, они апробированы.

Если говорить про авиационные беспилотники, то в 16 регионах мы уже это протестировали. Соответственно, понимаем, что не сядем в лужу, если возьмем на себя эту задачу. По нашей оценке, примерно с момента, когда промышленно заработает единая система идентификации, мы ожидаем около 30 тыс. подключенных беспилотников в первый год, что нас совершенно не пугает.

— Как будет проходить поэтапная реализация системы?

— Мы продемонстрировали техническую готовность. Сейчас идет формирование нормативной базы, в соответствии с которой с 1 марта следующего года уже в промышленном масштабе начнется подключение авиабеспилотников к единой системе идентификации на базе «ЭРА-ГЛОНАСС». Расскажу о плюсах этой системы.

Когда мы подключили, например, пассажирский транспорт и лесной комплекс, это обеспечило прозрачность в этих отраслях. Для авиационных беспилотников прозрачность очень важна, потому что мы понимаем, что в руках злоумышленника дрон превращается в грозное оружие. Поэтому здесь есть как контрольный некий аспект, так и самое главное — предпосылка для снятия ограничений в регионах на использование беспилотников легальных предприятий новой отрасли. Предпосылка для облегчения бюрократических процедур в этой области.

Потому что сегодня, чтобы согласовать полет, чтобы использовать результаты аэрофотосъемки, нужно время. Это зачастую месяц и более. А бизнес-процессы диктуют совершенно другие скорости. Если вы пролетели и отсняли какую-нибудь стройку или протяженный объект инфраструктуры, вам здесь и сейчас нужны результаты, а не через месяц. Это очень сильно сдерживает сегодня развитие этой молодой индустрии. Мы считаем, что единая система идентификации, которую мы уже технически создали, будет способствовать снятию региональных ограничений, облегчению бюрократии простимулирует развитие беспилотия в нашей стране.

Если взять, например, высокоавтоматизированные транспортные средства или, попросту говоря, грузовые беспилотники, то мы при помощи интернета вещей можем очень интересные задачи, помимо контрольных, решить. Например, мы сможем объективно оценивать технологическую зрелость этих беспилотников. Регуляторам и профильным министерствам это поможет сориентироваться и точнее понять момент, когда можно их безопасно внедрять на дороги общего пользования.

Фактически «ЭРА-ГЛОНАСС» с объективными данными госсистемы — цифровой барометр технологической зрелости беспилотников в том числе. Это одновременно и обеспечение кибербезопасности, потому что мы понимаем, что робот, подключенный к интернету, может быть объектом кибератаки. И необходимо научиться его централизованно защищать от таких перспективных угроз уже сейчас, до массового промышленного использования. Необходимо видеть, когда к нему подключились и его пытаются перепрограммировать, угнать или попросту осуществить какую-то жесткую посадку. То есть мы должны уметь подсвечивать производителям, разработчикам уязвимости, которые будут это устранять. По этому принципу работает кибербезопасность, например, на традиционном транспорте, в автомобилях. И то же самое будет справедливо и применимо для беспилотников, в том числе авиационных.

— Какие-то вызовы сегодняшнего времени диктуют приоритеты?

— Приоритеты с точки зрения развития кибербезопасности нам диктует здравый смысл. Представляете, что будет, если управление грузовым беспилотником перехватит хакер. Изначально в архитектуру таких платформ надо закладывать кибербезопасность элементов. Поэтому мы стараемся не дожидаться, когда что-нибудь где-нибудь упадет или куда-нибудь прилетит. Мы хотим сработать на опережение, заложить этот элемент кибербезопасности в инфраструктуру единой системы идентификации. Мы точно знаем, что если не сегодня, то завтра это будет востребовано и нужно.

— Дальний Восток выбран сейчас одной из пилотных площадок. Какие именно технологии и сервисы в рамках единой системы идентификации представлены и протестированы на Сахалине?

— Действительно, Сахалинская область во многом является пионером новых технологий. Мы еще год назад продемонстрировали, как работает единая система идентификации на базе «ЭРА-ГЛОНАСС», которая отслеживала местоположение и писала треки беспилотников. В этот раз мы хотим продемонстрировать с дальневосточной беспилотной авиакомпанией-лидером «Аврора-БАС» на первом в стране дронопорте «Пушистый» дополнительные функции, которые можем реализовывать. Это кибербезопасность и так называемая красная кнопка. То есть, когда, к примеру, дрон залетает в зону, где его не должно быть, можно так настроить систему, чтобы на этот беспилотник (у нас есть с ним канал связи) была направлена управляющая команда либо вернуться в точку старта, либо на какую-то заданную площадку осуществить посадку. В современной робототехнике есть системы, которые автоматически и безопасно позволяют сделать так, чтобы он не камнем упал вниз, а плавно приземлился. Все это планируем показать сразу после ВЭФ на форуме «Крылья Сахалина».

— Летом вы проводили испытания отечественной системы высокоточного вождения на дорожной сельхозтехнике. Почему были выбраны испытания в этой сфере?

— Изначально мы смотрели на уже сформировавшийся рынок сельхозтехники. Там автопилоты — это данность уже лет пять-семь, это уже промышленная технология. В нашей стране около 90-100 тыс. единиц сельхозтехники иностранного производства оснащены в том или ином виде системами высокоточного позиционирования, автовождения.

Соответственно, нас интересовал сформировавшийся рынок, не экзотика какая-то, а там, где уже доказана экономическая целесообразность использования автопилота. Мы сначала пошли в сельхозтехнику, сейчас находимся на стадии подписания коммерческих контрактов. В конце этого года мы уже, я надеюсь, подпишем эти контракты.

Если говорить про дорожное строительство, то мы используем ту же систему, которую разработали для сельхозтехники. Мы объединили наши усилия с лидером этого рынка в России — группой компаний «Нацпроектстрой». Планируем создавать совместное предприятие с ними. В результате экспериментов мы увидели преимущество системы автовождения или траекторного управления, как ее называют, по сравнению с управлением человеком.

Мы посмотрели на опыт Китая, они это внедрили в дорожно-строительную технику, и то же самое делаем в России. На М-12 «Восток» мы продемонстрировали работу такой техники. В ближайшее время стартует проект ВСМ — высокоскоростной железной дороги — и там тоже «Нацпроектстрой» применит нашу совместную систему автовождения.

— Каковы ключевые итоги 10-летней работы системы «ЭРА-ГЛОНАСС»?

— 10 лет — солидный срок и можно подвести итоги. Сегодня к платформе аварийного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» подключено около 12,9 млн транспортных средств. И за минувший период в службы спасения передано более полумиллиона экстренных аварийных вызовов. В девяти из 10 случаев это тяжелые ДТП. И опять же в девяти из 10 случаев они не дублировались через другие информационные каналы. То есть польза для людей очевидная. Мы примерно в два раза сокращаем время ожидания медицинской помощи и без преувеличения ежегодно спасаем тысячи человеческих жизней благодаря работе системы.

Ежегодно прирастаем где-то миллионом-полутора миллионами новых транспортных средств. Не стоим на месте. В этом году начинаем применять искусственный интеллект для обработки входящих телефонных вызовов. Тем самым повышается эффективность работы. В перспективе перед нами стоит очень амбициозная задача — с учетом специфики территории нашей страны, то есть ее размеров и небольшого процента покрытия сотовой связью, сегодня система «ЭРА-ГЛОНАСС» должна заработать, используя гибридную связь. То есть спутниковый канал передачи данных, чтобы спасать людей не только там, где есть сегодня сотовая связь, но и повсеместно — на всей территории России.

— Расскажите вкратце о новых проектах.

— Как я только что упомянул, гибридная связь. Ту технологию, которую мы разрабатываем по поручению президента для аварийного оповещения, мы, конечно же, будем применять и для интернета вещей. То есть для того, чтобы, например, видеть беспилотники, иметь с ними канал связи в любой точке, потребуется умение обеспечить передачу данных через спутник. Такая технология уже есть. Мы ее уже протестировали. В основном она, конечно, востребована будет в ближайшее время спецпотребителями. Но и в народном хозяйстве, безусловно, она очень перспективна. Спрос со стороны беспилотных авиакомпаний, эксплуатантов огромный.

Мы должны сделать дешевый, доступный российский спутниковый канал передачи данных для того, чтобы иметь возможность передавать экстренные вызовы из любой точки Российской Федерации. Это важно и на транспорте, и в туризме. Абсолютно широчайший спектр применения для этой технологии. И о речь идет не только о передаче геопозиции, а об управлении техникой через спутник.

— По сути, «ЭРА-ГЛОНАСС» — это экосистема сервисов. На развитие каких именно технологий вы сейчас больше делаете акцент?

— Мы исторически делаем упор на развитие интернета вещей на транспорте. По сути, это два направления. Первое — это аварийное оповещение, это экстренные вызовы, возможность передавать их с подвижных объектов. А второе — это мониторинг.

Мы стараемся быть в технологических трендах, которые наблюдаем. Это роботы, робототехника. Поэтому сейчас мы для себя видим приоритетным направлением беспилотные технологии. Поскольку у нас исторически есть задел в технологиях связи и навигации, эти технологии, обеспечивают конкурентные преимущества. И мы идем уже в беспилотную технику, благодаря этому.

Пожалуй, если выделять из существующих направлений деятельности компании наиболее приоритетное — это по-прежнему интернет вещей, потому что там идет речь о социально значимой функции, и мы должны масштабироваться. Оставаясь стабильными, надежными, масштабироваться с каждым годом. И если говорить о новом направлении, то это, наверное, беспилотие во всем его разнообразии, во всех областях применения, во всех средах. Здесь мы развиваем стек-технологии, применимые для робототехники. И, собственно, мы увидели, что выгодно идти именно в сами роботизированные системы. То есть, например, сельхозтехника или дорожно-строительная техника — это уже сформированные рынки, где за полгода мы буквально добежали до первого коммерческого контракта. Это интересно, в том числе и коммерчески.

— Как это поможет экономике?

— Беспилотие — один из основных технологических трендов в мире. И это целый спектр технологий, которые универсально применимы во многих секторах экономики. А сами беспилотники — это и логистика, и мониторинг. Ну и конечно, не будем забывать, что беспилотники сейчас — это спецприменение. В рамках СВО мы видим, какую важную роль играют сегодня беспилотные технологии, задача будущего — широкое гражданское применение наработок в повседневной жизни, в интересах людей и экономики.