Часть и совесть: после Стамбула РФ и Украина продвинулись лишь в гуманитарных вопросах

По итогам третьего раунда переговоров Киев до сих пор не ответил на ряд предложений Москвы
Ирина Горбунова
Фото: РИА Новости/Александр Рюмин

Россия и Украина приступили к выполнению только гуманитарных договоренностей, достигнутых на последней встрече в Стамбуле. Вместе с тем Москва до сих пор ждет ответ Киева на предложение сформировать три рабочие онлайн-группы по политическим, военным и гуманитарным вопросам, сообщили «Известиям» в МИДе. Также РФ по-прежнему готова для коротких перемирий по 24–48 часов, чтобы у санитарных команд была возможность забирать раненых и погибших. Российская сторона выступает за продолжение переговоров. Дату очередного раунда согласуют, когда будут выполнены договоренности предыдущих встреч. Не исключено, что Киев затягивает переговорный процесс из-за поддержки подобного решения со стороны Европы, говорят «Известиям» эксперты.

Киев игнорирует предложения Москвы

С момента третьего раунда переговоров РФ с Украиной в Стамбуле прошлого около полутора месяцев. На последней встрече делегации, в частности, договорились о новом обмене военнопленными (не менее чем по 1,2 тыс. человек), взаимной передаче погибших, а также обсуждался вопрос возвращения гражданских, перемещенных в результате боевых действий.

Москве и Киеву удалось продвинуться по гуманитарному направлению. Так, 19 августа стало известно об обмене телами погибших военных Украины и России по формуле «1000 на 19». 24 августа в Минобороны РФ сообщили, что 146 российских военнослужащих были возвращены с подконтрольной Киеву территории, а взамен были переданы 146 военнопленных ВСУ. Кроме того, в конце прошлого месяца на родину вернулись восемь жителей Курской области, которые были насильно перемещены ВСУ во время временной оккупации приграничных территорий.

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Вместе с тем Киев фактически игнорирует предложение Москвы рассмотреть возможность коротких перемирий по 24–48 часов, чтобы у санитарных команд была возможность забрать раненых, а у командиров — погибших бойцов.

— Эти предложения озвучивались и на втором, и на третьем раундах. Формального отказа мы не получали, однако отфиксировали весьма критические комментарии Владимира Зеленского по этому поводу. Как бы то ни было, исходим из того, что данное предложение, носящее четко выраженный гуманитарный характер, остается в силе, — заявили «Известиям» в МИД РФ.

Кроме того, Украина так и не дала ответ на предложение России об организации работы онлайн в трех группах.

— Мы до сих пор ожидаем ответа украинской стороны на переданное ей 23 июля этого года на третьем раунде стамбульских переговоров предложение сформировать три рабочие группы по политическим, военным и гуманитарным вопросам, — отметили в министерстве.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Наконец, РФ не получила ответ на ее идею о повышении уровня делегаций. Впервые об этом заговорили после телефонного разговора Путина и Трампа 18 августа.

— На всех трех состоявшихся раундах российско-украинских стамбульских переговоров российскую делегацию возглавлял помощник президента РФ Владимир Мединский, должность которого соответствует должности вице-премьера. Главой украинской делегации был министр обороны Рустем Умеров. Со своей стороны мы заявили, что готовы повысить уровень обеих делегаций. О реакции украинской стороны нам неизвестно, — заявили в дипведомстве.

РФ и Украина провели три раунда переговоров: 16 мая, 2 июня и 23 июля. По итогам последней встречи в Стамбуле Владимир Мединский сообщал, что решение о следующей будет приниматься после выполнения новых договоренностей. Тогда он констатировал, что все соглашения по гуманитарным трекам с предыдущего раунда были выполнены (за исключением возвращения всех жителей Курской области в РФ).

— Исходим из того, что переговоры будут продолжены. Дата очередного раунда будет согласована, когда будут выполнены договоренности предыдущих встреч, а Киев сформулирует свою позицию по российским предложениям, в том числе по рабочим группам, повышению уровня и другим вопросам, — заявили в МИДе.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В ходе третьего раунда переговоров в Стамбуле РФ также поднимала вопрос о возвращении российских детей, остающихся на Украине или вывезенных в страны Евросоюза. Кроме того, Владимир Мединский сообщал, что России передали весь список из 339 фамилий украинских детей и он полностью проработан. «Часть детей уже возвращена обратно на Украину. По остальным идет работа. Если будут находиться их законные родители, близкие родственники, представители, незамедлительно эти дети будут возвращаться домой», — заявил Владимир Мединский. Также он отметил, что будут продолжены бессрочные санитарные обмены тяжелоранеными и больными непосредственно на линии боевых действий.

Почему Украина тормозит переговорный процесс

Киев затягивает переговорный процесс и, видимо, вырабатывает контрмеры, так как его не устраивает логика стамбульских переговоров, которая предполагает решение всего комплекса вопросов: от политических до гуманитарных, говорит «Известиям» политолог Иван Лошкарев.

— Для Киева приоритетом в переговорах было и остается совершенно другое, а именно — выхватить военное перемирие и, может быть, по ходу дела решить какие-то вопросы, связанные с обменом пленными и удерживаемыми лицами. В общем-то всё. Логика стамбульских переговоров — это решать все вопросы. Логика Киева — решать вопросы, которые только ему и нравятся, — полагает эксперт.

Фото: TASS/SERGEY DOLZHENKO

Вполне очевидно, что желание Киева отдалить переговорный процесс проходит не без поддержки Европы.

— Стамбульский формат предполагает уступки Украины. Евросоюзу это тоже не очень нравится. ЕС и те, кто сегодня его возглавляет, исходят из того, что переговорный формат должен быть другим и что помимо двустороннего формата переговоров необходимо вернуться к более многостороннему, например, напоминающему «нормандскую четверку», как это было в рамках Минских соглашений. ЕС хотел бы участвовать в переговорах более явно и иметь возможность заблокировать те предложения, которые ему кажутся неприемлемыми, то есть российские, — говорит он.

В целом в последнее время отношения Украины и ЕС укрепляются. После прихода к власти Дональда Трампа Вашингтон начал диалог с Москвой, в том числе по вопросам урегулирования украинского конфликта. В то же время Брюссель начал активнее выступать в поддержку Киева. Хотя Зеленский 3 сентября признал: «коалиция желающих» по оказанию военной помощи Украине выглядит на сегодня «теоретической».

Объединение форсирует вступление Украины в ЕС, в том числе ради гарантии обеспечения ее безопасности. Большинство стран союза настроены на длительное продолжение военного конфликта, подчеркивал глава МИД Венгрии Петер Сийярто после встречи глав МИД ЕС 30 августа в Копенгагене. Кроме того, Литва предложила начать переговоры о членстве Украины в объединении без согласия Венгрии, что априори нарушает фундаментальные демократические принципы Евросоюза.

Фото: Global Look Press/Kay Nietfeld

Согласование гарантиями безопасности Украины тоже проходит не без сложностей. США, очевидно, намерены переложить ответственность за это на Европу. Ранее Дональд Трамп настоял на повышении расходов на оборону стран — членов НАТО до 5% ВВП. Президент США также предложил схему, по которой американское вооружение для ВСУ будут оплачивать европейцы.

Пока в Штатах не так явно реагируют на очевидное торможение переговорного процесса со стороны Киева. Не исключено, что это соответствует представлениям Дональда Трампа о том, как вести дипломатию, говорит «Известиям» эксперт «Валдая» Андрей Кортунов.

— Трамп тоже делает очень явный акцент на личной встрече. Поэтому когда Зеленский говорит, что не имеет смысла вести никакие переговоры ни с кем, кроме Путина, то я думаю, что эта логика в каком-то смысле находит отклик у Трампа, — говорит он.

19 августа пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт сообщила, что вице-президент Джей Ди Вэнс, госсекретарь Марко Рубио и спецпосланник Стив Уиткофф будут координировать работу с Москвой и Киевом для скорейшей организации встречи между Путиным и Зеленским.

Фото: Global Look Press/IMAGO/Janine Schmitz

24 августа министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью американскому телеканалу NBC News заявил: де-факто Зеленский — это «глава режима», и Путин готов с ним встретиться в этом качестве, однако по Конституции он нелегитимен.

Путин во время пресс-конференции в Китае 3 сентября пригласил Зеленского приехать в Москву, если он готов к встрече. Президент РФ указал, что Украина сама может выбирать ту или иную форму обеспечения собственной безопасности, но делать это за счет России не стоит. Российский лидер также напомнил, что Москва никогда не возражала против членства соседней страны в ЕС, но не в НАТО.