Бессоюзное положение: ЕС может замедлить евроинтеграцию Сербии

Это станет ответом на подавление массовых протестов, отметили в Брюсселе
Кирилл Фенин
Фото: Global Look Press

Реакция Белграда на продолжающиеся волнения может осложнить его путь в ЕС, заявили «Известиям» в Европарламенте. Некоторые фракции ЕП уже требуют оказать давление на Сербию, чтобы вынудить президента Александра Вучича провести досрочные выборы. Ранее Европарламент уже принимал резолюции, требующие от страны присоединиться к санкциям против России и наладить отношения с самопровозглашенным Косово. Власти республики заявили, что наведут порядок на улицах, где продолжаются протестные акции. Эксперты же констатируют: у Белграда, скорее всего, нет шансов на вступление в ЕС, поскольку евроинтеграция — инструмент Брюсселя для контроля над странами-кандидатами.

Как протесты влияют на евроинтеграцию Сербии

Действия властей Сербии в отношении протестов могут замедлить вступление страны в ЕС, заявил «Известиям» евродепутат, член Европейской народной партии Томаш Здеховски. По его словам, Европарламент планирует обсудить политический кризис в республике на своей ближайшей сессии, поскольку многие депутаты обеспокоены сложившейся ситуацией.

— Действия сербских властей во время протестов, безусловно, будут учтены в контексте переговоров о вступлении Сербии в ЕС. Уважение к демократии, свободе собраний и верховенству права — основополагающие ценности Европейского союза, и любые нарушения могут замедлить или осложнить путь Сербии к членству, — сказал он.

Некоторые политики в ЕС уже открыто выступают на стороне протестующих в Сербии. Например, европейская партия «зеленых», имеющая 53 мандата в ЕП, требует оказать давление на Белград с целью проведения «новых справедливых выборов и прекращения полицейского насилия». А в британских СМИ — The Guardian и Financial Times — публикуются призывы ввести санкции против Александра Вучича и его окружения.

В то же время в Европарламенте есть и другая точка зрения. Евродепутат от Словакии Милан Мазурек заявил «Известиям», что в случае рассмотрения этого вопроса он встанет на сторону легитимного правительства Сербии.

— Я решительно отвергаю так называемые цветные революции и любое вмешательство в суверенитет других стран. Мы видели дестабилизирующие последствия такого вмешательства в таких странах, как государства арабского мира, Украина и Грузия. Будущее Сербии должны определять ее собственные граждане, исключительно путем демократических выборов, а не путем насильственных беспорядков, — заявил политик.

Напомним, что в середине августа протесты в Сербии резко радикализовались. Оппозиция начала нападать на штаб-квартиры правящей Сербской прогрессивной партии, усиливаются и столкновения с полицией. Массовые беспорядки и нападения на здания в Белграде — попытка организовать оплаченную извне «цветную революцию», заявил Александр Вучич.

Напомним, эта волна протестов в стране началась после трагедии в городе Нови-Саде в ноябре 2024 года. Тогда обрушился 50-метровый козырек из бетона, металла и стекла, погибли 15 человек, в том числе трое детей. Именно после этого случая Сербия погрузилась, по сути, в политический кризис.

Протесты в республике действительно могут повлиять на процесс ее евроинтеграции, поскольку они призваны изменить внешнюю политику Белграда. Именно многовекторный курс Сербии сейчас — главное препятствие для ее вступления в ЕС, отметил в беседе с «Известиями» программный менеджер РСМД Милан Лазович.

— Вряд ли протесты приведут к смене правительства Александра Вучича и премьер-министра Джуро Мацута. А это значит, что препятствие на пути вступления Сербии в ЕС останется, — заявил эксперт.

Европарламент уже угрожал Сербии замедлить ее путь в ЕС. Так, в 2022-м ЕП принял резолюцию, в которой призвал Белград безотлагательно присоединиться к санкциям против России, назвав это одним из главных условий для продвижения процесса европейской интеграции. Как известно, Белград продолжает сохранять тесные связи с Россией, включая безвизовый режим, прямые авиарейсы и импорт энергоресурсов.Сербия сохранит свой нейтралитет и в будущем, заявил Александр Вучич на встрече с Владимиром Путиным в Пекине. Российский лидер отметил, что Москва с уважением относится к независимому внешнеполитическому курсу, который проводит Белград.— Для Сербии очень важно сотрудничество на высоком уровне с Россией во всех областях. Надеюсь, что будет возможность не только сохранять, но и укреплять наше сотрудничество, — отметил Вучич.

А в феврале 2024 года евродепутаты проголосовали за резолюцию, в которой посчитали, что парламентские и местные выборы в Сербии 17 декабря 2023 года прошли «ниже ожидаемых стандартов для страны — кандидата в ЕС». В документе сказано, что переговоры о вступлении в союз должны продвигаться вперед только в том случае, если страна «добьется значительного прогресса в своих реформах, включая полное выполнение рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии».Брюссель вмешивался в дела и других кандидатов в объединение. Например, Тбилиси отложил переговоры по вступлению в ЕС до 2028 года и отказался от европейских бюджетных грантов из-за того, что Брюссель был против грузинского закона об иноагентах. А после парламентских выборов в октябре 2024-го Европарламент принял резолюцию, в которой призвал провести в стране новое голосование под международным контролем. Истинная причина в том, что Тбилиси не поддается давлению и заинтересован в сохранении экономических связей с Москвой.По приказу ЕС неугодные политические силы преследуют и в других странах. Так, в Боснии и Герцеговине (БиГ) отстранили от должности президента Республики Сербской (энтитет БиГ) Милорада Додика, не поддерживающего вступление БиГ в Евросоюз. Формальным поводом стало непризнание Додиком полномочий верховного представителя по БиГ Кристиана Шмидта, который, впрочем, был назначен на свою должность без одобрения Совбеза ООН. А в Молдавии на семилетний срок была осуждена глава Гагаузии Евгения Гуцул. Ее регион выступает против евроинтеграции Кишинева и поддерживает сохранение отношений с Россией.

Вступит ли Сербия в ЕС

Белград подал заявку на вступление в Евросоюз еще в 2009 году, а статус кандидата страна получила в 2012-м. При этом конкретных сроков присоединения балканской республики нет. В самой Сербии надеются, что к 2026 году завершатся все необходимые реформы, сказал в феврале глава МИД страны Марко Джурич. К слову, пять лет назад Вучич заявлял, что к 2026 году Сербия станет уже полноправным членом ЕС. Министр иностранных дел Италии Антонио Таяни ранее допустил, что Белград вступит в ЕС не раньше 2029 года.

В экономическом плане Белград уже тесно связан с ЕС: основные торговые партнеры Сербии — Германия и Италия, около 20% населения страны работаюе в ЕС и только в 2023-м эти люди перевели в Сербию €5 млрд — больше, чем сумма прямых иностранных инвестиций. Также балканская республика получает финансирование от Брюсселя. Например, в 2020-м ЕС перечислил ей почти €3 млрд из инструмента помощи перед вступлением.

Однако главные препятствия на пути Сербии в ЕС имеют политическую природу. Помимо присоединения к антироссийским санкциям, Брюссель требует фактически признать самопровозглашенное Косово. Белград официально считает область своей территорией в составе автономного края Косово и Метохия.

В июле Сербия полностью прервала ведущийся под эгидой ЕС диалог с Приштиной о нормализации отношений после ареста косовскими властями заместителя главы департамента правительства Сербии по делам Косово Игора Поповича. Перед этим в регионе уже вспыхнуло несколько кризисов. Например, в 2021-м запрет сербских номерных знаков в северном Косово привел к блокированию дорог местным населением. А в 2022 году новый конфликт возник из-за заявки Приштины в ЕС.

Без разрыва с Россией и признания Косово шансы Белграда стать новым членом Евросоюза стремятся к нулю. Но для Брюсселя важен не результат, а сам процесс евроинтеграции, который позволяет удерживать в поле своего геополитического влияния спорные территории, заявила «Известиям» кандидат политических наук, главный аналитик АНО «Колаборатория» Дарья Моисеева.

— Сербия — одна из стран, о которую «сломалась» политика расширения и восточного соседства ЕС. После десятилетия переговоров, в 2012 году, Сербия наконец получила статус страны — кандидата на вступление, но к копенгагенским критериям она с тех пор не приблизилась и в целом ее отношения с ЕС наглядно иллюстрируют пересмотр всей методологии европейской интеграции, — отметила эксперт.

Моисеева отметила, что Сербия участвует в кондициональных инструментах ЕС (демократические реформы в обмен на деньги). Новейший из них — Reform and Growth Facility for the Western Balkans. Он во многом похож на Ukraine Facility, с помощью которого разворачивается интеграция Украины в ЕС.

При этом в самой Сербии общественные настроения меняются: если в 2013 году, по данным исследовательской группы NSPM, более 53% опрошенных поддерживали вступление в ЕС, то в 2025-м сторонников евроинтеграции стало 39%, а противников — 43,2%. Евродепутат Милан Мазурек также считает, что Сербии необходимо задуматься, выгодно ли ей присоединение к ЕС при его нынешнем курсе.