В Лозанне реанимируют диалог по Сирии

Вашингтон и Москва намерены восстановить ранее прерванные контакты
Андрей Онтиков
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

В Лозанне 15 октября пройдет первая встреча главы МИД РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри в рамках расширенной встречи по Сирии после того, как 3 октября Вашингтон объявил о приостановке сотрудничества с Москвой по Сирии. Тогда в Госдепартаменте отметили, что открытыми остаются только военные каналы для предотвращения инцидентов в воздухе между российскими самолетами и авиацией американской коалиции. В ходе предстоящей встречи стороны всё же надеются договориться по возобновлению режима прекращения огня.

В швейцарском городе главы внешнеполитических ведомств России, США, Ирана, Турции, Саудовской Аравии и Катара встретятся обсудить эскалацию ситуации в Сирии. К ним присоединится и спецпредставитель генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура.

Несмотря на то что одним из условий Вашингтона для возобновления сотрудничества по Сирии является полное прекращение огня в Алеппо, США не смогут заставить сирийских военных прекратить борьбу с террористами.

— Без переговоров не обойтись. Все стороны понимают, что только таким путем можно прийти к какому-то компромиссу по Сирии. При этом не надо думать, что возобновление контактов приведет к тому, что сирийская армия прекратит боевые действия против террористов, в частности, в Алеппо. Всё-таки было потрачено уже много сил и средств, чтобы выбить боевиков из этого города. Некоторые игроки, поддерживающие экстремистов, попытаются надавить на Россию по этому вопросу, но это бесполезно. Надеюсь, какие-то выводы из предыдущих событий всеми были сделаны и предстоящие переговоры позволят перейти к полноценному диалогу по урегулированию кризиса, — отметил сенатор Владимир Джабаров.

Как сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова, стороны обсудят возможность возобновления режима прекращения огня.

— Главной темой станет обсуждение перспектив сирийского урегулирования с акцентом на необходимость возобновления режима прекращения огня на основании договоренностей, которые были достигнуты Россией и США 9 сентября в Женеве, — сказала Захарова.

По ее словам, для этого должно быть обеспечено размежевание умеренной оппозиции и боевиков «Джебхат ан-Нусры» (деятельность организации запрещена в России), а также других близких к ней формирований. Захарова отметила, что речь идет прежде всего об Алеппо.

Встреча российского министра и американского госсекретаря станет первой после того, как США прекратили сотрудничество с Москвой по Сирии.

На этот шаг США пошли после начала наступления сирийской армии при поддержке российских ВКС в районе Алеппо, которое последовало за срывом перемирия, начавшегося 12 сентября и продержавшегося около недели. К такому развитию ситуации привели многократные нарушения режима прекращения огня со стороны боевиков, что фиксировалось российским Минобороны, а также удар, который американская коалиция нанесла 17 сентября по позициям сирийской армии в районе Дейр-эз-Зора, что привело к гибели нескольких десятков военнослужащих и продвижению боевиков ИГИЛ (деятельность организации запрещена в России).

Как считает ведущий научный сотрудник Центра партнерства цивилизаций МГИМО Юрий Зинин, на данный момент есть очень много обстоятельств, которые вынуждают американцев возобновить сотрудничество с Россией.

— Никто больше не может отвергнуть фактор нашего присутствия в Сирии. С этим приходится мириться. Кроме того, режим в Дамаске продолжает держаться, и, по-моему, у США и их союзников становится всё меньше энтузиазма в деле его свержения, поскольку реальных перспектив добиться ухода Башара Асада военным путем на настоящий момент практически нет. К тому же американцев беспокоит продвижение правительственных войск в Алеппо. Боевики теряют там свои позиции. Всё это озлобляет политическое крыло оппозиции, которая обвиняет своих спонсоров, в том числе США, в халатности и неспособности оказать ей достаточную поддержку. В таких условиях Вашингтону приходится вновь идти на контакт с Москвой, — подытоживает Юрий Зинин.