В Рамалле приступили к работе над временной конституцией палестинского государства, сообщил «Известиям» член исполкома ООП Ахмед Мадждалани. В ФАТХ пояснили редакции, что будущий документ будет фиксировать границы от 1967 года, то есть Западный берег, включая Восточный Иерусалим, и сектор Газа. Франция, Великобритания и Канада уже объявили о намерении признать Палестину в сентябре. В ХАМАС же готовы передать управление Газой национальному органу, но только после прекращения огня в эксклаве. Однако Израиль расширяет военные действия, готовясь к штурму города Газа. Серьезной проблемой на пути провозглашения нового государства остаются израильские поселения на Западном берегу.
Юридические основания для государства Палестина
Рамалла приступила к разработке временной конституции палестинского государства. Как сообщили «Известиям» в Организации освобождения Палестины (ООП), по указу президента Махмуда Аббаса уже состоялось первое заседание комитета по переходу текущей Палестинской национальной администрации в статус государственных структур.
В состав комитета вошли представители ведущих палестинских сил, в том числе член исполкома ООП Ахмед Мадждалани. Он рассказал «Известиям», что идет «подготовка к проведению всеобщих выборов и Международной мирной конференции, которая запланирована на сентябрь». По его словам, конституция закрепит основы политического устройства будущей Палестины.
— Мы должны создать правовые и политические условия для построения государства, определив его границы, систему управления и конституционные принципы, — отметил Мадждалани.
Более того, Махмуд Аббас способен пойти на радикальный шаг — в одностороннем порядке объявить о преобразовании Палестинской автономии из административного образования, основанного на соглашениях Осло 1993 года, в независимое государство, сообщил 12-й канал израильского телевидения. По их информации, это может произойти уже на предстоящей сессии Генассамблеи ООН в сентябре.
В свете недавнего признания Палестины Испанией, Ирландией и Норвегией и обострения конфликта с Израилем, разработка временной конституции рассматривается как важный практический шаг к закреплению юридических основ будущего полноценного государства. К слову, три страны G7 — Франция, Великобритания и Канада — тоже заявили о готовности признать его. Кроме того, документ поможет зафиксировать географические рамки государства, а это особенно актуально на фоне попыток Израиля распространить свой суверенитет на занятые им территории.
Границы будущего палестинского государства
Юридической базой Палестины по сей день остается Основной закон, разработанный на основе декларации независимости 1988 года, принятой палестинским политическим деятелем Ясиром Арафатом.
Нынешнюю активность по созданию государства в ООП объясняют неисполнением положений именно соглашений, достигнутых в Осло в 1993-м. Тогда предполагалось, что в течение пяти лет будет провозглашено палестинское государство в границах 1967 года. Однако с тех пор процесс, очевидно, застопорился. И вопрос стал заложником затянувшихся переговоров, которые так и не привели к созданию условий для реализации права палестинцев на государственность.
— Наша позиция ясна: единое палестинское государство, географически и политически целостное, включающее Западный берег, в том числе Восточный Иерусалим, и сектор Газа как единую неделимую географическую и политическую единицу. Это подтверждено всеми соответствующими международными резолюциями, и именно на этом мы настаиваем в этой политической инициативе, — пояснил «Известиям» Абдель Фаттах Ад-Даула, официальный представитель крупнейшей палестинской фракции ФАТХ при обсуждении проекта будущей конституции.
Он подчеркнул, что палестинское руководство остается приверженным резолюциям ООН, то есть Палестина должна быть создана на границах 4 июня 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. Сектор Газа, по его словам, — неотъемлемая часть будущего государства, и Палестина не может существовать без него, как и нельзя рассматривать его как отдельное образование.
При утверждении палестинского государства нельзя не учитывать позиции контролирующего Газу ХАМАС, не входящего в администрацию. Одновременно с началом работы конституционного комитета в палестинском движении заявили «Известиям», что готовы передать управление эксклавом национальному органу, но после прекращения огня. Источник в ХАМАС уточнил, что речь идет о «передаче административного контроля без каких-либо условий палестинской структуре, согласованной на национальном уровне». Такой шаг может снизить внутрипалестинские противоречия и облегчить формирование единой системы управления на Западном берегу и в Газе.
Реакция Израиля
Между тем усилия по политическому урегулированию сопровождаются эскалацией в секторе Газа. 25 августа израильские удары по больнице Нассер в городе Хан-Юнис на юге эксклава привели к гибели как минимум 20 человек, включая четырех журналистов. Reuters подтвердил, что был убит их оператор, еще один фотограф агентства получил ранения. Associated Press и Al Jazeera сообщили о потере своих внештатных сотрудников.
По данным минздрава Газы, первый удар пришелся на четвертый этаж комплекса — единственной функционирующей больницы в южной части эксклава. Офис премьер-министра Биньямина Нетаньяху заявил, что Израиль «глубоко сожалеет» о случившемся, назвав инцидент «трагической ошибкой». Однако спустя 15 минут после первого удара последовал второй, когда к месту прибыли спасатели и журналисты. Камеры телеканала Al-Ghad зафиксировали момент их гибели.
Атака вызвала острую международную реакцию. Глава МИД Великобритании Дэвид Ламми заявил, что «ужаснулся удару по больнице Нассер», подчеркнув необходимость немедленного прекращения огня, а президент Франции Эммануэль Макрон назвал атаку «неприемлемой». Дональд Трамп, несмотря на то, что США остаются главным союзником Израиля, также публично отметил, что «недоволен» произошедшим.
В ответ на инициативу ряда стран, включая Францию и Великобританию, признать Палестину в канцелярии Нетаньяху заявили, что такие шаги не только подрывают основы международной дипломатии, но и вознаграждают стратегию ХАМАС, «использующего собственное население как живой щит и отказывающегося освободить заложников». Напомним, что палестинское движение продолжает удерживать в Газе 50 человек, из которых живы могут быть порядка 20. Это одно из ключевых препятствий к урегулированию конфликта.
Россия выступает за восстановление переговоров между сторонами палестино-израильского конфликта, при этом Москва видит предотвращение гуманитарной катастрофы в Газе одним из самых срочных и приоритетных шагов, заявил 20 августа глава МИД РФ Сергей Лавров. Итогом переговоров, как настаивает российская сторона, также должно стать создание независимой Палестины, сосуществующей в мире с еврейским государством.
Израиль не согласен с провозглашением Палестины и реализацией принципа «двух государств». В 2024 году Кнессет также утвердил декларацию против создания Палестины. С тем же посылом 20 августа был продемонстрирован новый план Израиля по строительству 3,5 тыс. квартир в районе E1 к востоку от Иерусалима, рядом с поселением Маале-Адумим. Заселение этой территории грозит отделить северную часть Западного берега от южной, нарушив территориальную связанность будущего государства. Ультраправый министр финансов Израиля Бецалель Смотрич приветствовал его как «исторический шаг» и прямой ответ на готовность ряда западных стран признать независимую Палестину.
По словам Абдель Фаттаха Ад-Даула, израильские поселения на Западном берегу представляют собой серьезное препятствие для мирного процесса. Они нарушают международное право и резолюции Совета Безопасности, включая 2334 — она квалифицирует поселения как военное преступление.
— Любое серьезное политическое урегулирование должно основываться на демонтаже этих поселений и устранении их последствий, что обеспечит создание географически связанного и жизнеспособного палестинского государства, — подчеркнул он.
По словам представителя ФАТХ, прекращение поселенческой деятельности — это ключевой шаг к реализации решения о двух государствах.