Российские войска продолжают активные наступательные действия на покровском направлении, тесня противника и создавая реальную угрозу окружения всей покровско-мирноградской агломерации. Ключом к успеху стало не только эффективное продвижение, но и особая тактика, позволяющая заходить в тыл противнику и отрезать ему пути снабжения. О том, как идут бои «Известиям» рассказал Герой России, капитан, командир стрелковой роты 1-й гвардейской Славянской бригады 51-й армии Южного военного округа.
Маневр «на разрыв»
Герой России капитан Ткач, командующий стрелковой ротой, стоя у карты одного из экранов командного пункта, рассказал «Известиям» об успехах его подчиненных: «Мы пытаемся взять Покровск в кольцо, и большая часть уже охвачена. Мы также продвигаемся на север, чтобы растянуть передний край противника и, как говорится, «взять его на разрыв».
Наш собеседник поделился случаями, когда в промежутках между ротациями противника российские штурмовики успешно обходили часть опорных пунктов и закреплялись на них. Прибывшие на замену бойцы, считая, что идут к своим, оказывались на наших позициях.
Об эффективности этой тактики, которую украинское командование и пресса называют просачиванием или инфильтрацией, сейчас сообщают и СМИ противника.
По сообщениям украинских СМИ, на покровское направление был переброшен штурмовой корпус, сформированный на основе националистической группировки «Азов» (террористическая организация, запрещена в РФ). Однако, по словам Ткача, хоть он и отмечал присутствие азовцев на этом направлении, существенного влияния на обстановку они не оказали.
Противник регулярно пытается доставить новый личный состав с помощью техники и автотранспорта. Однако эти попытки часто пресекаются российскими БПЛА-камикадзе. И в этот момент командиры отмечают одну важную особенность: после уничтожения машин вражеские бойцы в панике разбегаются, не зная, что делать дальше.
— Иногда, выполняя задачи, мы находим заблудившихся бойцов ВСУ поодиночке или небольшими группами. Противник не предпринимает масштабных контратак, он пытается удержаться на своих позициях, — объясняет Герой России.
Он добавил, что российским войскам удалось занять значительный участок и сил противника не хватает, чтобы закрыть всю линию фронта. Это создает стратегическое преимущество, позволяя нашим бойцам эффективно контролировать ситуацию.
Нарушенная логистика ВСУ
Раньше, под мощным огнем, противник мог отступить. Однако сейчас, по словам капитана, боевики на опорных пунктах чаще всего стоят до конца. Собеседник связывает это с тем, что их сослуживцы — боевики из националистической группировки «Азов» (террористическая организация, запрещена в РФ) — угрожают расправой тем, кто попытается покинуть позиции.
— Логистика у противника сильно нарушена. Большая часть снабжения идет по воздуху. Мы замечаем, как БПЛА сбрасывают продукты и боеприпасы, — рассказывает капитан Ткач. — Личному составу ВСУ тяжело передвигаться, а ротация происходит крайне редко. Поэтому те, кто сейчас на рубежах у них, находятся там уже давно. А где враг пытается пробиться к своим для снабжения, мы перерезаем эти пути и оставляем его без поддержки.
Изматывание врага и отсечение опорных пунктов — ключ к успешному штурму. Свою высшую награду капитан Ткач получил за штурм одной из господствующих высот под Авдеевкой.
— Нас накрывала очень сильная артиллерия. Мы три дня находились на одной точке и не могли продвинуться. Как только огонь стих, мы пошли дальше по высоте и прошли около 2 км. Моя группа взяла в плен 10 человек и полностью зачистила участок, соединившись с другой бригадой, — вспоминает офицер.
Советская «Стрела-10» на охоте за дронами
На покровском направлении украинские войска продолжают активно использовать все типы БПЛА. Защиту от воздушного нападения здесь обеспечивают бойцы 23-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона 51-й гвардейской армии Южного военного округа. Недавно они успешно уничтожили новые украинские аппараты «Посейдон», о которых ранее писали «Известия».
Это новинка в арсенале украинской армии. Комплекс, официально принятый на вооружение в начале 2025 года, сочетает преимущества коптеров и БПЛА самолетного типа. В конструкции «Посейдона» четыре подъемных винта и один толкающий, а также развитые крылья и двухбалочное хвостовое оперение. Такая конфигурация позволяет аппарату совершать вертикальный взлет без катапульты, что дает возможность запускать его ближе к линии фронта и экономить заряд аккумулятора.
— Написано, что «Посейдон» производят на Украине, но вряд ли это правда. Одна из самых запомнившихся целей: когда впервые видишь и первой же ракетой сбиваешь незнакомый дрон — вот оно счастье! — рассказывает Владимир, который служит с 2015 года, сначала в Народной милиции ДНР, а теперь в армии России.
Советский зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10» десятилетиями остается одной из основ ближнего войскового ПВО. В нынешних условиях он применяется иначе, чем задумывалось при его создании. О сопровождении бронеколонн и их прикрытии от вертолетов не может быть и речи. В условиях массированного использования малых БПЛА-камикадзе тактика ПВО изменилась на всех уровнях. Но «Стрела» с новыми ракетами теперь охотится не на вертолеты, а на относительно медленные и небронированные беспилотники самолетного типа. При этом саму установку обороняют стрелки с ружьями.