Крепкий руль: как машины со штрафстоянок становятся военным транспортом

Специалисты ремонтного батальона переделывают конфискованные автомобили для нужд фронта
Дмитрий Астрахань
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Дороги прифронтовой полосы давно заполнены различными видами переделанных гражданских машин — от обычных легковушек и маленьких грузовых фургонов с минимальными модификациями до самодельных пикапов и багги, в которых сразу и не узнаешь исходную модель. Сегодня уже сформировался общий стандарт обрезки легкового кузова и подготовки техники к боевым действиям. О том, как конфискованные автомобили с российских штрафстоянок превращаются в транспортеры переднего края, «Известия» узнали в 5-м ремонтном батальоне 51-й гвардейской армии Южного военного округа.

Как переделывают гражданский транспорт под военные нужды

В сегодняшнем автотюнинге переднего края главная задача — обеспечить быстрое покидание машины. Одни габариты и скорость перестали быть защитой, БПЛА наблюдают сверху, и за рельефом от них не спрятаться, а дроны-камикадзе даже с боевой нагрузкой способны догнать любой вид наземного транспорта. В первую очередь большая часть автомобилей перед выходом на дороги в 10–20 км от передовой лишается дверей — эта деталь считается лишней.

— Машина облегчается, убирается ненужное, лишнее. Двери не нужны, сюда можно быстро запрыгнуть и выскочить. Сзади удобно поставить носилки с раненым, быстро загрузить и вынести. Стандарт у нас один, но пожелание подразделений учитываем. Кому-то нужно сделать чисто для эвакуации, кому-то универсальней: крепление под средства радиоэлектронной борьбы, станину под пулемет, противодроновой сеткой обшить, — показывает готовый пикап на основе жигулевской классики Олег, командир взвода специальных работ ремонтного батальона.

Машины попадают в ремонтные батальоны со штрафных стоянок регионов — например, этот батальон получает конфискат от Росимущества из Волгоградской и Ростовской областей. Стандарт переделки включает превращение автомобиля в открытый пикап: снимаются передние двери, задние обрезают и приваривают нижнюю часть к кузову, крыша удаляется полностью, после чего полученный грузовичок получает трубчатый металлический каркас для жесткости.

Владимир, старший мастер рембата, также рассказывает о различии модификаций для подразделений. Он перечисляет такие относительно мелкие, но важные для пользователя вещи, как бамперы-«кенгурятники», откидные борта кузова, дополнительные стенки за местом водителя.

— Распилил уже больше 15 машин. Кроме «джихадок» изготавливал еще и прицепы из автомобилей, у которых двигатель в нерабочем состоянии. Всё делается за один день с утра до вечера: первые полдня — это снятие лишнего и обрезание кузова, а вторая половина дня — сварочные работы по усилению кузова, — рассказывает Владимир. Покраску переделанных машин делает уже подразделение, если посчитает необходимым.

Массовое использование переданных в армейские конфискованных автомобилей и мотоциклов позволяет быстро восполнять потери в технике при постоянном передвижении под угрозой БПЛА. Сегодня в зоне специальной военной операции на многих участках местности транспорт становится расходным материалом, в случае поражения или поломки его чаще всего невозможно эвакуировать. А с учетом новых угроз и отсутствия возможности использовать грузовые платформы высокой проходимости и постоянного роста плеча подвоза — большая нагрузка ложится именно на малый транспорт всех видов.

Как использовали гражданский транспорт в ходе боевых действий в Донбассе

Массовое использование легковых автомобилей на фронте в Донбассе началось в 2014 году. С одной стороны, ополчению не хватало военной техники. С другой, боевые действия проходили в урбанизированной местности с привязкой к асфальтовым и грунтовым дорогам. Летом же по твердым глинистым грунтам такие машины могли быстро проходить и вне дорог.

Старые советские легковушки быстро взяли на себя не только значительную часть задач по подвозу на позиции снабжения и личного состава. Со снятыми сиденьями они использовались для эвакуации раненых. А установка оружия позволяла применять их в быстрых огневых налетах. Небольшие низкие автомобили было легче прятать от прямого огня за холмами и обваловкой дорог, а скорость на сухой дороге позволяла перемещаться достаточно быстро, уходя от ответного огня. Так появились разнообразные мини-«ган-траки», за которыми закрепились разговорные названия «тачанки» или «джихад-мобили».

Ган-трак — общее название автомобильного транспорта с кустарной установкой вооружения. Появилось во время Вьетнамской войны, когда американские подразделения обеспечения стали устанавливать оружие на своих грузовиках. Также в мире распространен термин 80-х годов «техничка» для обозначения вооруженных пикапов. После массового распространения таких машин в конфликтах в мусульманских регионах стали использоваться термины, связанные с региональной спецификой.

Один из характерных образцов, встреченных автором во время службы в НМ ДНР, был сделан на базе «Таврии»-пикапа. В кузове размещали стрелка с автоматическим гранатометом, закрепленным на самодельной раме, и большой запас боекомплекта. Для снижения габаритов стрелок работал с сиденья. Автомобиль использовали для скрытного и быстрого огневого налета, передвигаясь на скорости в полях или руинах одноэтажных домов. После уничтожения врагом «Таврии» базу машины сменили на «Жигули»-классику, а потом и на «Москвич».

Массовая мобилизация в ДНР и формирование стрелковых подразделений на гражданском автотранспорте с небольшим количеством тяжелого пехотного оружия в начале специальной военной операции вывели массовое строительство ган-траков на новый уровень. Кустарной модернизации для перевозки личного состава и установки вооружения и улучшения характеристик подвергались мобилизованные джипы, микроавтобусы, грузовики и строительная техника. На этом этапе грузовики нередко дополнительно закрывали самодельной броней, пытаясь защитить от осколков.