Европа и Украина готовятся к саммиту РФ и США на Аляске. Что нужно знать

Каллас: Евросоюз будет работать над 19-м пакетом санкций против России
Владимир Зайвый
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Европа и Украина выражают несогласие с проведением саммита на Аляске, во время которого состоится встреча президентов России и СШАВладимира Путина и Дональда Трампа. Брюссель и Киев пытаются создать негативный информационный фон вокруг этого события и в последний момент повлиять на главу Белого дома, чтобы добиться положительных для себя результатов. Почему эти попытки обречены на провал — в материале «Известий».

Почему Европа не хочет переговоров РФ и США

• И европейцы, и украинцы опасаются того, что в ходе переговоров на Аляске стороны придут к выводу, что необходимо прекращать боевые действия по нынешней линии боевого соприкосновения и произвести обмен территориями. Брюссель и Киев всё еще надеются на то, чтобы нанести России стратегическое поражение — такую цель они декларируют последние три года. Под этим они подразумевают в том числе вывод российских войск со всех территорий, что станет невозможно, если будет заключено соглашение, которое будет признавать сложившуюся на земле ситуацию.

• Продолжение боевых действий стало необходимым для Европы после ее переориентации на конфронтацию с Россией и усиление оборонной промышленности. Последние три года европейские страны расширяют мощности предприятий военно-промышленного комплекса, увеличивают производство снарядов, организуют новые предприятия. Специально для этого было выделено дополнительное долгосрочное финансирование. Внезапно прервать этот курс на милитаризацию будет невозможно, так как это грозит резким экономическим спадом и безработицей. Если же накапливать вооружение без перспективы его применения, у избирателей возникнут вопросы, почему они пожертвовали социальными расходами ради заполнения арсеналов.

• Европа больше заинтересована в том, чтобы Украина оставалась буфером в конфликте с Россией и принимала на себя удар, была своеобразным острием копья. Поэтому европейские лидеры настраивают Украину, чтобы она выражала радикальную, неконструктивную позицию, не оставляющую пространства для маневра в переговорах с РФ. Переговоры в Стамбуле показали, что после консультаций с европейцами Киев отказывается принимать условия Москвы и каким-либо образом признавать сложившиеся условия.

Как европейцы срывают саммит на Аляске

• Европейские лидеры теперь всеми силами создают негативный фон вокруг саммита, пытаясь сорвать будущие переговоры. Они не только сами делают заявления, в которых оспаривают возможность проведения и результативность встречи Путина и Трампа, но и используют СМИ в качестве информационной поддержки. Однако этим их арсенал противодействия ограничивается, реальных возможностей сейчас оказать давление на США и Россию у них нет.

• Одним из направлений европейской риторики в отношении России стало анонсирование подготовки 19-го пакета санкций. Глава евродипломатии Кайя Каллас не раскрыла его содержание, попутно отметив также работу над усилением военной поддержки Украины. При этом принятие любого санкционного пакета является долгим процессом, который должен преодолеть множество барьеров со стороны отдельных членов ЕС.

• Заявление Каллас, сделанное всего за несколько дней до саммита на Аляске, лишь является запугиванием без конкретных последствий, так как пройдет еще не один месяц, прежде чем 19-й пакет санкций вообще появится. Однако по-другому европейская бюрократия реагировать и отвечать не способна, а сказать свое слово и показать свою непримиримость в преддверии переговоров на Аляске политической верхушке Брюсселя хочется.

Способны ли европейцы как-то влиять на США

• Европа не смогла добиться ни срыва переговоров, ни своего участия в них. Единственное, что ей удалось, — это созвониться с Трампом за два дня до начала саммита на Аляске, чтобы как-то в последний момент повлиять на президента США. Специально для участия в видеоконференции в Берлин прилетел и украинский президент Владимир Зеленский. Однако зависимость Европы от американской стороны не позволяет ей надеяться на изменение американской позиции. Недавнее торговое соглашение, заключенное с Трампом, показало слабость европейских стран перед Вашингтоном и неспособность отстаивать собственные интересы. Трансатлантические отношения перешли из разряда партнерских в односторонние, в которых повестку диктует Белый дом. Если Европа не смогла найти аргументов, чтобы избежать ввода тарифов на свою продукцию, подрывающих ее конкурентоспособность, то она ничего не может дать США и для изменения их отношений с третьими странами.

• Европа так и не определила своего лидера, который смог бы эффективно вести переговоры с Трампом и доносить до него свою позицию. Эту роль пытались взять на себя и канцлер Германии Фридрих Мерц, и премьер-министр Великобритании Кир Стармер, и глава правительства Италии Джорджа Мелони, и президент Франции Эммануэль Макрон. Однако ни с кем из них у Трампа не сложились достаточно доверительные отношения, тем более никто из них не смог доказать, что именно он представляет Европу в полной мере и может отвечать за всё пространство Старого Света. Попытка же разговаривать с Трампом с позиции силы однозначно ни к чему хорошему не приведет — последствия такого тона приведут к окончательному разрыву отношений с Европой.

• Самостоятельно противодействовать России Европа также оказалась неспособна. Давняя идея полного отказа от российских углеводородов ради сокращения импортных поступлений в бюджет встречает сопротивление внутри Евросоюза. Брюссель стоит перед перспективой процесса дезинтеграции, если будет оказывать излишнее политическое давление на несогласные страны. По этой же причине Евросоюз поставил на паузу процесс принятия Украины, так как этот вопрос также лишь настраивает европейские страны друг против друга.

Как реагирует Украина

• Со стороны Украины происходит обесценивание американо-российских переговоров. Президент страны Владимир Зеленский заранее объявил, что принятые на них решения не будут признаны в Киеве. Визит Путина на Аляску на Банковой считают предвестником своей капитуляции и поэтому относятся к нему как к формальному событию, на котором не будет выработано какое-либо соглашение. При этом какой-либо альтернативы переговорному процессу Украина не предлагает и ни на какие компромиссы не идет.

• В то же время Зеленский, не снижая военной риторики и продолжая обвинять Россию в ведении наступательных действий, предпринял в последнее время ряд шагов, которые свидетельствуют о некотором умиротворении внутренней жизни страны. Он предложил разрешить выезд за границу молодым людям до 22 лет (ранее уезжать могли только лица младше 18 или старше 60), увеличить стипендии студентам, подписал закон о множественном гражданстве. Такие действия могут свидетельствовать о готовности Киева перейти к мирной жизни, хотя это и противоречит риторике офиса президента. Более вероятно, что это чисто популистские заявления, направленные на привлечение симпатий мирового сообщества, и реализовывать это обещание президент не собирается.

При подготовке материала «Известия» беседовали и учитывали мнения:

политолога, профессора Высшей школы экономики Андрея Быстрицкого;политолога, главного научного сотрудника Института США и Канады им. Г.А. Арбатова Владимира Батюка;кандидата политических наук, профессора Академии труда и социальных отношений Павла Фельдмана.