Леонид Слуцкий: «России необходим конструктивный диалог с США»

Председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий — о сотрудничестве России и США, участии РФ в ПАСЕ, совместных заседаниях комитетов и личных санкциях
Анна Халитова
Фото: РИА НОЫВОСТИ/ Владимир Федоренко

В Госдуме седьмого созыва пост председателя комитета по международным делам занял Леонид Слуцкий, депутат от ЛДПР, ранее возглавлявший комитет по делам СНГ. В беседе с корреспондентом «Известий» Леонид Слуцкий рассказал об отношениях России и США, условиях возвращения России в ПАСЕ и совместной работе с комитетом СНГ.

— Как вы оцениваете работу комитета по международным делам ГД шестого созыва?

— Положительно. Предшественников всегда нужно оценивать конструктивно. Пять лет работал не самый слабый состав комитета по международным делам под руководством Алексея Пушкова. Но, конечно, были плюсы и минусы. Сейчас у нас собрался очень сильный коллектив, так что будем работать с учетом опыта предшествующих комитетов, которые возглавляли Владимир Лукин, Дмитрий Рогозин, Константин Косачев и Пушков. А также, разумеется, будем опираться и на мой собственный опыт руководства комитета по делам СНГ Госдумы шестого созыва.

— Какие первоочередные задачи будут стоять перед комитетом?

— Первоочередными задачами являются формирование делегаций в межпарламентских комиссиях, в международных парламентских организациях. Акценты же будут сделаны на том, чтобы все фракции Госдумы представляли максимально профессиональные коллеги.

— Будет ли возобновлено взаимодействие с международными парламентскими организациями, в которых Россия приостановила свое участие?

— Очевидно, речь идет о ПАСЕ. Надеюсь, что возобновится. ПАСЕ — широкомасштабная площадка, нам нужно работать на ней и не терять позиции. Но вместе с тем Россия вернется туда только в том случае, если некоторые решения, а именно лишение права голоса и прочие дискриминационные действия, проводящие своего рода разделительную линию на пространстве Совета Европы, будут изменены. Такие действия не способствуют, на наш взгляд, сохранению роли самого Совета Европы и его Парламентской ассамблеи, формируемой на сегодня в европейской архитектуре нового века.

Повторюсь, если подобные дискриминирующие решения не смогут впредь приниматься по отношению к делегации России или другим национальным делегациям, тогда мы сможем вернуться к работе на площадке ПАСЕ в полном составе. Эти решения могут быть приняты уже в ближайшее время, мы находимся в тесных контактах с руководством ПАСЕ и руководством всех пяти политических групп в составе ассамблеи.

— Каковы перспективы развития отношений России и США в преддверии выборов главы Белого дома?

— Давайте дождемся результатов выборов. Но вне зависимости от этого России необходимо продолжать сотрудничество с США, каким бы непростым оно ни было. В том числе и по линии парламентской дипломатии. США предпринимают действия по маргинализации и деформации образа РФ в мировом политическом информационном пространстве. Также на высоком уровне делаются заявления, которые, по сути, призывают террористические сообщества атаковать российские города.

Мы понимаем, по какой причине это происходит — в Госдепе США недовольны тем, что такие попытки маргинализации России в мире терпят фиаско на фоне того, как наша страна в одиночку противостоит международному терроризму в Сирии. Этот факт очевиден для мыслящих элит практически во всех странах мира.

Считаю, что и в США есть множество таких людей. Вообще я не антиамериканист, я большой панатлантист и сторонник сохранения тесных и конструктивных отношений с США. С другой стороны, я не поддерживаю построения однополярного мира, тем более выстроенного на крови, как это было в Ливии, Сирии, бывших странах Югославии. Тогда целые страны с их режимами и лидерами, не вписываясь в американскую модель однополярного мироустройства, стирались с лица земли.

При этом хочу подчеркнуть, что нам необходим конструктивный диалог с США, поскольку дальнейшее ухудшение отношений между Москвой и Вашингтоном может иметь негативные последствия для всей системы мировой политики и международных отношений. Подводя итог, могу сказать, что отношения с США в плоскости парламентской дипломатии мы будем сохранять, как бы сложно это ни было, и, естественно, сохранять координирующую роль МИДа.

— Как на фоне эскалации конфликта будет происходить координация действий по Сирии?

— Россия и дальше будет проводить миротворческую операцию, тем самым способствуя подавлению сил исламских радикалов. Соответственно, косвенно способствуя налаживанию внутриполитического диалога в Сирийской Арабской Республике.

— Как вы планируете заниматься парламентской дипломатией, если находитесь под санкциями?

— Не вижу здесь никаких проблем. Мы сохраняем контакты с массой коллег из парламентов, в частности, европейских стран, где я и некоторые мои коллеги находятся под санкциями. Это непросто, но тем не менее мы не испытываем какого-то дискомфорта, и это никак не дает отрицательной обратной связи на эффективность сегодняшней парламентской дипломатии. Те, кто затормозил действия межпарламентских комиссий с Россией, как Франция, к примеру, — это их дело. Зато обе палаты парламента Франции приняли резолюции, призывающие правительство республики в Европейском совете голосовать против продления антироссийских санкций. Это, безусловно, наша совместная победа с коллегами из обеих палат Французской Республики. Будем работать дальше.

— Ранее посты председателя комитета по международным делам часто занимали выпускники МГИМО. Как считаете, важно ли иметь дипломатическое образование или все-таки важнее опыт работы?

— Алексей Пушков работал в загранучреждениях Советского Союза и в ЦК КПСС, но все-таки на сегодняшний день он скорее журналист, нежели кадровый дипломат. Что касается Дмитрия Рогозина, то кадровым дипломатом и чрезвычайным и полномочным послом он стал уже после работы в комитете по международным делам Госдумы. На мой взгляд, в парламентской дипломатии профессионализм задается не кадровым дипломатическим «происхождением», а в большей степени опытом. Считаю, что парламентской дипломатией я много лет занимаюсь профессионально, и этот мой опыт был положительно отмечен во многих странах. Многие мои коллеги, с которыми нам предстоит работа в комитете по международным делам, также являются большими профессионалами в этой сфере деятельности. Еще раз подчеркну, у нас в комитете собрался очень сильный состав.

В интервью «Известиям» председатель комитета по делам СНГ Леонид Калашников сообщил, что планируются совместные заседания двух комитетов. Можете это подтвердить?

— Да, так и есть. Я сторонник совместных заседаний комитетов. И речь идет не только о заседаниях с родственным комитетом по делам СНГ, но также об аналогичных комитетах по международным делам, иностранным делам стран мира. Я начал эту практику, еще будучи председателем комитета по делам СНГ, мы проводили совместные заседания с соответствующими профильными комитетами парламентов Казахстана, Белоруссии, Азербайджана, Кыргызстана, Армении. Это очень позитивная практика, помогающая быстрее понять друг друга и максимально сблизить взгляды. Такой формат работы очень конструктивен, и мы будем продолжать развивать его в нынешнем созыве Госдумы с профильными комитетами парламентов стран мира.