После публикации в «Известиях» материала о банде мошенников из Днепропетровской области Украины, которая лишает денег и квартир одиноких московских старушек, в четверг судьи Мосгорсуда рассмотрели первую апелляционную жалобу по квартире 80-летней Людмилы Михайловны Артемьевой. Сделка по ее «трешке», проданной аферистами в 1,5 раза ниже рыночной и даже кадастровой стоимости, признана незаконной и недействительной, и теперь Артемьева сможет восстановить право собственности на свое единственное жилье.
Людмила Михайловна, как и другие бабушки, оставшиеся без накоплений и единственного жилья, была уверена, что, отдавая свои деньги и продавая квартиру, она помогает правоохранительным органам в поимке банды особо опасных преступников, которые орудуют в Москве. Мошенники сначала звонили под видом сотрудников Сбербанка, у которых якобы зависли компьютеры — таким образом они узнавали у старушек об их счетах и сбережениях. После чего звонил якобы участковый, который говорил, что на одиноких стариков объявлена охота и им могут угрожать. И им действительно угрожали, требуя сначала отдать деньги, а потом и единственную квартиру. «Участковый» же очень просил помочь правоохранительным органам и побыть в роли «наживки» — потому что иначе, без их помощи, им не взять главарей банды.
48 лет Артемьева прожила в центре Москвы на Кутузовском проспекте, рядом со знаменитым андроповским домом, в трехкомнатной квартире. После окончания Бауманки она работала инженером-конструктором в «почтовом ящике», отправляла в космос Гагарина, потом заведовала архивом в Российской академии госслужбы при президенте РФ. Она была одной из многих, кто попался на удочку мошенников. В результате она осталась и без денег, и без квартиры. В суде, куда Людмила Михайловна обратилась за защитой своих прав, признали сделку законной — несмотря на то что ее квартиру продали за 13 млн рублей, хотя кадастровая стоимость этой трешки 17 млн, а рыночная — 22 млн. Кроме того, никто из бабушек, ставших в одночасье бомжами, не собирался продавать квартиры: лжеполицейские уверяли их, что сделка фиктивная и нужна только в рамках спецоперации.
Впереди еще несколько заседаний в Мосгорсуде по другим аналогичным делам — по квартире 81-летней Прасковьи Ивановны Панковой, 89-летней Анны Семеновны Ряховской и др. Как вернуть единственное жилье 83-летней Людмиле Александровне Толмачевой, проработавшей всю жизнь в Курчатовском институте и получившей двухкомнатную квартиру рядом с работой, а теперь оставшейся на улице, никто из юристов не знает. Ее дело уже рассмотрено Верховным судом, который фактически узаконил совершенное против нее преступление.