Играть в долговую: россияне заложили почти 1 млн автомобилей за полгода

Это меньше, чем в прошлом году — из-за падения рынка кредитования
Яна Штурма
Фото: РИА Новости/Нина Зотина

Почти миллион транспортных средств россиян оказались в залоге в первом полугодии 2025 года, сообщили «Известиям» в Федеральной нотариальной палате. Большинство из них — автомобили и мотоциклы, отметили эксперты. Именно на них накладывается обременение при покупке в кредит. А так как выдача ссуд в 2025 году значительно снизилась, то и число залогов по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 8%. Впрочем, даже находящийся в залоге автомобиль можно продать, а для покупателя такое приобретение грозит длительными судебными тяжбами.

Как закладывают транспортные средства

За первое полугодие 2025 года в реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который ведет Федеральная нотариальная палата (ФНП), внесли более 999,5 тыс. записей о различных транспортных средствах. При этом число заложенных ТС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 8%, подчеркнули в ФНП.

Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Транспортное средство — понятие весьма широкое, в него входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, яхты, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы и т.д. Но всё же подавляющее большинство ТС, которые оказываются в залоге — это автомобили и мотоциклы, полагают эксперты. Чаще всего они попадают под обременение, когда человек берет автокредит.

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных автокредитов во II квартале 2025-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась сразу на 43,2%. Во многом этим объясняется тот факт, что и ТС, на которые оформлен залог, стало меньше.

В пресс-службе Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) отметили, что залоговое кредитование — сегмент с более низким уровнем риска для кредитора, так как в случае непредвиденной ситуации у него есть предмет залога, который сможет покрыть сумму кредита.

«Более того, сам клиент заинтересован выполнить свои обязательства, потому что есть риск потерять предмет залога в случае невыполнения обязательств, — указали там. — Если говорить о доле просроченной задолженности, то по залоговым кредитам она в разы ниже, чем по необеспеченным».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В портфелях профессиональных коллекторских агентств, купленных в рамках договора цессии, доля долгов, обеспеченных залогом на автомобиль, не превышает 3%. Как правило, они реализуют предмет залога, чтобы закрыть долговые обязательства его владельца, то есть о продаже ТС с обременением речи не идет.

Какие риски у автомобиля под залогом

Непогашенный долг и обременение на транспортное средство не мешают его продать, предупредили в ФНП.

«Это не станет препятствием и для регистрации машины в ГАИ. При этом к новому хозяину переходят финансовые обязательства прежнего собственника. И если тот перестанет выплачивать кредит, банк переключится на новоиспеченного владельца. Придется вернуть или деньги, которые должен другой человек, или автомобиль», — напомнили там.

Приобретение залогового автомобиля в большинстве случаев приведет покупателя в суд с банком, отметил управляющий партнер коллегии адвокатов ALX Partners Сергей Лисин. От исхода такого процесса будет зависеть: останется ли автомобиль в собственности покупателя или будет реализован, а вырученные средства будут направлены кредитору продавца.

— Автомобиль останется у покупателя, если он в суде докажет свою добросовестность, а именно, что при заключении сделки он не знал и не должен был знать о том, что продавец брал когда-то кредит и оформил соответствующий залог транспорта, — пояснил он. — Однако доказать это очень и очень сложно, так как судебная практика выработала ряд презумпций и критериев, когда на покупателя ставится клише «недобросовестный» и автомобиль у него изымается.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Он напомнил, что в России уже около десяти лет функционирует публичный реестр залогов. Если сведения об автомобиле в него были включены на момент сделки, то доказать в суде добросовестность приобретения будет практически невозможно.

— Учитывая, что основные кредиты под залог автомобилей выдают либо институциональные игроки, либо профессиональные «спекулянты-ломбардчики», процедура внесения соответствующих уведомлений в публичный реестр залогов у них отточена и совершается практически всегда, — сказал он. — А это означает бесперспективность последующих споров о судьбе залоговых автомобилей.

Также суды насторожено относятся к приобретению авто по заниженной стоимости, сказал эксперт. То есть если в договоре указана неадекватная цена, то это — прямой индикатор недобросовестности приобретающего, так как предполагается, что он покупал «автомобиль с проблемами».

— Аналогично суды смотрят на сделки между родственниками, близкими друзьями, либо сделки по дарению авто — все это индикаторы для постановки соответствующего клише и изъятию автомобиля с последующей его продажей, — добавил Сергей Лисин. — Также можно получить проблемы при оплате автомобиля наличными денежными средствами по расписке.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Лучшая сделка с авто на вторичном рынке — с независимым продавцом и указанием полной рыночной стоимости в договоре. Лучше, если она оплачена в безналичной форме.

Почему снижается число заложенных ТС

Рынок кредитования стал более сдержанным, полагает аналитик финансового маркетплейса «Сравни» Алексей Лоссан.

— Кроме того, сами автовладельцы стали осторожнее, — отметил он. — За последние пару лет выросло количество случаев, когда заложенные авто «всплывают» на вторичке с «сюрпризом» — долгами и судебными рисками. Рынок саморегулируется. Заемщик стал разборчивее, а кредитор — требовательнее. Меньше залогов — меньше риска в экономике в целом.

Доцент Института экономики, управления и права Вадим Ковригин подтвердил тренд на снижение числа взятых кредитов под залог движимого имущества. Такая тенденция коснулась мотоциклов и легковых автомобилей.

— В 2025 году кредитование в целом отстает от темпов 2024 года, — отметил эксперт. — Главная причина — ожидание смягчения денежно-кредитной политики и снижения ставок по кредитам. Заемщики откладывают решение об оформлении кредита на более поздний срок, ожидая более выгодные условия. Это касается как кредитов под залог, так и без залога.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Уменьшение кредитования под залог также вызвано небольшим смягчением банковского скоринга (системы оценки кредитоспособности) в отношении потенциальных заемщиков.

— Банки стали чуть охотнее выдавать кредиты без залога, поскольку в последний год уменьшились объемы просроченных кредитов, — добавил Вадим Ковригин. — Для банка мотоциклы и автомобили — не такой надежный вид залога, как, например, недвижимость. Поэтому, стремясь заработать на процентах по кредитам, финансовые учреждения стали чаще выдавать беззалоговые займы.

Снижение числа автозалогов на 8% в первом полугодии 2025 года во многом отражает позитивные сдвиги в финансовом поведении граждан и стабилизацию экономической ситуации в стране, считает владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов.

— У россиян появилось больше возможностей для планирования крупных покупок и решения финансовых вопросов без обращения к залоговому кредитованию, — полагает он. — Усиление внутреннего спроса, в том числе на автомобили отечественного и китайского производства, также делает покупку новой или подержанной машины более доступной.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Кроме того, многие банки, по его словам, предлагают льготные условия кредитования при покупке техники отечественного производства, что также снижает потребность закладывать имеющееся транспортное средство.