С другого блока: какие угрозы для России отрабатывались на маневрах Sunny Beach

Силы НАТО тестируют возможность парализовать российское судоходство на Балтике
Роман Крецул, Семен Бойков
Фото: TASS/Zuma

В ходе прошедших на острове Сааремаа учений сил Эстонии и союзников по НАТО могло отрабатываться перекрытие выхода из Финского залива в Балтийское море, рассказали опрошенные «Известиями» эксперты. В частности, вероятно, проводились тренировки по постановке мин. Во время этих маневров российский минно-тральный корабль провел тренировку по форсированию минных заграждений.

Как прошли учения Sunny Beach

В Эстонии на острове Сааремаа, что примерно в 300 км от Петербурга, были проведены военные учения Sunny Beach, в которых приняли участие военно-морские силы Эстонии и союзники по НАТО. Маневры проходили в акватории Балтийского моря 29 и 30 июля.

Фото: Estonian Defence Forces

В ходе тренировок отрабатывались сценарии по защите островной территории Эстонии. Применялись холостые патроны, учебные гранаты и сигнальные ракеты. Также были задействованы вертолеты, предоставленные союзниками по НАТО.

Во время военно-морских учений Sunny Beach экипаж российского минно-трального корабля Балтийского флота «Александр Обухов» провел в море тренировки по поиску и обнаружению мин с использованием гидроакустических станций и тралов.

Минно-тральный корабль «Александр Обухов»
Фото: пресс-служба БФ

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Балтийского флота, корабль выполнил задачи по постановке контактных и неконтактных тралов и форсированию минного заграждения. В ходе поиска экипаж обнаружил и уничтожил учебные якорные и донные мины. «Помимо этого, за время нахождения в море на минно-тральном корабле был проведен ряд корабельных учений и тренировок. Экипаж выполнил мероприятия по борьбе за живучесть, провел зачетные упражнения по противовоздушной обороне и противодиверсионной обороне при стоянке на незащищенном рейде, с выполнением практического гранатометания», — сообщили в пресс-службе.

Ранее, в середине июля, на острове Сааремаа состоялись первые стрельбы из реактивных систем залпового огня HIMARS, которые союзники предоставили Эстонии весной этого года.

Какие угрозы для России отрабатывались на учениях Sunny Beach

— Географическое положение Эстонии, особенно с учетом смычки с Финляндией через залив, позволяет довольно быстро в случае конфликта попытаться блокировать выход из Финского залива в Балтийское море и как минимум отрезать Россию от сообщения с Калининградом, — рассказал «Известиям» научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Илья Крамник. — А шире — в целом — от возможности использовать эту морскую коммуникацию, которая важна в том числе для внешней торговли. Значительная часть нашего морского экспорта идет из портов Петербурга и окрестностей через Финский залив в Балтику. Вот это главная угроза — возможная попытка блокировать наше судоходство на Балтике.

Фото: РИА Новости/Дмитрий Макеев

Для купирования этой угрозы надо повышать готовность Балтийского флота и увеличивать его численный состав, добавил эксперт.

— Балтийский флот, к сожалению, немногочислен. Хотя он имеет ряд современных кораблей, но их должно быть больше, чтобы он мог выполнять задачи в полном объеме и обеспечить превосходство там, где это понадобится, — заключил Илья Крамник.

У Эстонии в акватории Балтийского моря множество островов, самые крупные из них — Сааремаа и Хийумаа. Практически каждый год там проводятся военные учения, в которых помимо эстонских подразделений принимают участие военнослужащие из стран-союзников. Основная миссия таких учений — это отработка методов обороны эстонских островов от внешнего «захватчика», которым, по легенде, выступает Россия, рассказал «Известиям» аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.

— Среди основных упражнений военно-морских подразделений противника можно выделить отработку действий по минированию морских акваторий, сопровождению кораблей, наблюдению за морской обстановкой и контролю за поверхностными водами, — пояснил он. — С появлением у Эстонии противокорабельных ракет упражнения также стали в себя включать выполнение учебных огневых задач по морским целям. В дополнение ко всему важной вехой в укреплении обороноспособности Эстонии принято считать принятие ею на вооружение в апреле 2025 года шести реактивных систем залпового огня M142 HIMARS, которые 11 июля впервые были обкатаны на острове Сааремаа.

Фото: Global Look Press/Attila Husejnow

Помимо прочего, в рамках повышения военной мобильности активная работа ведется между Эстонией и Польшей и другими странами Прибалтики по вопросу устранения «узких мест», продолжил эксперт. Это призвано улучшить ситуацию со своевременными поставками топлива, продовольствия и распределением воды в случае вооруженного конфликта.

По мнению экс-начальника штаба Балтийского флота вице-адмирала Александра Бражника, страны НАТО готовят планы по блокаде Калининградской области.

— У них есть планы по превращению эксклава Калининградской области в зону боевых действий. Они готовятся наносить удары по инфраструктуре и военным объектам в регионе. У нас есть системы ПВО, способные отразить воздушные удары. Но территория Калининградской области практически простреливается артиллерией. Но планами Балтийского флота и 11-го армейского корпуса это учитывается, и поэтому строятся необходимые защитные сооружения.

По его словам, учения «Июльский шторм», проведенные 23–26 июля этого года на Балтийском море, продемонстрировали силам НАТО наши возможности не только защищаться, но и наносить сокрушительные удары даже без применения ядерного оружия.

Фото: ТАСС

Маневры в прибалтийском регионе проходят на фоне агрессивных заявлений представителей НАТО. Так в середине июля командующий армией США в Европе и Африке генерал Кристофер Донахью заявил, что Калининградская область со всех сторон окружена странами альянса, и союзники могут «стереть ее с лица земли». «Мы это уже спланировали и разработали», — сказал Донахью.

В начале этого года нейтральные воды Балтийского моря стали предметом повышенного интереса НАТО. О намерении альянса распространить над ними свой контроль заявил в январе премьер-министр Польши Дональд Туск после окончания саммита стран блока Балтийского региона. По его словам, уже начались консультации, на которых обсуждаются юридические возможности «контролировать суда», находящиеся вне территориальных вод стран.