Масштабный сбой произошел в системе «Аэрофлота» утром в понедельник, 28 июля. В результате был отменен вылет более 40 рейсов, официальная причина сбоя пока не названа. В компании уже принесли извинения пассажирам. Подробнее — в материале «Известий».
«Аэрофлот» отменил часть рейсов из-за сбоя инфосистем: что случилось 28 июля
Компания «Аэрофлот» заявила, что будет вынуждена изменить расписание рейсов в связи со сбоем информационных систем и принесла извинения пассажирам за неудобства.
Всего, согласно данным пресс-службы авиакомпании, был отменен вылет более 40 рейсов как по России, так и из Минска в Москву. В числе отмененных — рейсы из Москвы в Екатеринбург, Астрахань, Калининград, Минеральные Воды, Махачкалу, Ставрополь, Сочи, Санкт-Петербург — и обратно.
Пассажиры отмененных рейсов смогут вернуть деньги за билеты или переоформить вылет на рейс в ближайшие 10 дней. Компания работает над минимизацией рисков выполнения плана полетов и скорейшим восстановлением штатной работы сервисов.
Позднее в «Аэрофлоте» пояснили, что возврат средств необходимо сделать в канале приобретения билетов. При этом для билетов, купленных в кассах Аэрофлота и на сайте эта опция станет доступной после восстановления работы ИТ-систем.
Там, кто летел с пересадкой и столкнулся с отменой второго рейса, автоматически предложат место на следующем рейсе со свободными местами. В том числе это касается участников СВО, несопровождаемых детей и пассажиров с ограниченными возможностями по здоровью, требующих специального обслуживания.
Днем 28 июля Генеральная прокуратура РФ сообщила, что причиной сбоя информационных систем «Аэрофлота» является хакерская атака.
«По поручению Генпрокуратуры России Московская межрегиональная транспортная прокуратура взяла на контроль ситуацию в аэропорту Шереметьево, где задержаны свыше 80 и отменены порядка 60 рейсов. Причиной стал сбой в информационной системе “Аэрофлота” в результате хакерской атаки», — говорится сообщении.
Отмечается, что в аэропорту продолжает функционировать мобильная приемная, куда пассажиры могут обратиться по вопросам соблюдения их прав.
«По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации)», — уточняется в релизе.
Напомним, на прошлой неделе из-за массовых задержек рейсов в залах ожидания Шереметьево скопились тысячи людей. Некоторым пришлось ждать своего вылета больше суток. Сотрудники аэропорта предоставили всем питание и матрасы для отдыха, некоторых пассажиров разместили в гостиницы.
Какие выплаты положены за задержку внутреннего рейса?
Компенсацию пассажир может получить, если вылет отложен по вине авиаперевозчика, например из-за неисправности борта. Если же самолет задержали из-за плохой погоды или угрозы жизни и здоровью пассажиров при выполнении рейсов, то штраф с авиакомпании взыскать не получится.
Согласно Воздушному кодексу РФ, за каждый час просрочки перевозчик должен выплатить пассажиру компенсацию в 100 рублей. Однако сумма не может составлять более 50% провозной платы. Такая же выплата предусмотрена за просрочку доставки багажа. До 1 апреля 2024 года выплачивалась компенсация в 25 рублей за каждый час.
Кроме того, человек может потребовать от перевозчика возместить убытки, понесенные из-за задержки рейса. «В претензию можно, например, включить убытки, связанные с опозданием на стыковочный рейс или на круизный лайнер, пропуском оплаченного ужина в отеле, концерта, на который куплен билет, или из-за сокращения продолжительности проживания в отеле», — объяснял проекту TourDom.ru основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
Чтобы получить выплаты, пассажир должен отправить претензию на адрес перевозчика. Это можно сделать через форму на сайте, бумажным или электронным письмом. Шаблоны документа должны быть размещены на сайте авиакомпании. При требовании возместить убытки перевозчики обычно запрашивают оригиналы чеков, квитанций и билетов. Претензию рассматривают в течение 30 дней. Если ответ не пришел или компания отказала в выплате, то турист может подать на перевозчика в суд в течение трех лет с момента задержки рейса.
Юристы подтверждают, что многие авиакомпании выплачивают компенсацию на стадии претензии. Однако некоторые перевозчики отказывают в выплатах, даже если действительно виноваты в задержке рейса. Авиакомпании надеются, что пассажир не пойдет в суд, объяснил ресурсу «Право.ру» юрист адвокатского бюро «А2» Дмитрий Куликов.
Чтобы повысить шансы на компенсацию, эксперты рекомендуют указать в претензии как можно больше информации: контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты и время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета. Также важно приложить к претензии билет с отметкой о задержке рейса, посадочные талоны со временем отправления и прибытия рейса, документы, подтверждающие дополнительные расходы.
По закону «О защите прав потребителей» пассажир также имеет право получить за каждый час задержки рейса 3% от цены билета.
Важно помнить, что если рейс откладывается по любой причине, в том числе в связи с не зависящими от авиаперевозчика обстоятельствами, то пассажир может отказаться от полета и вернуть полную стоимость билета, даже если он невозвратный. Некоторые авиакомпании в этом случае разрешают обменять билет на другой рейс.