Российский спецназ получит вертолетные эскадрильи

Пилотов «спецназовских машин» обучат летать и стрелять в самых сложных метеоусловиях
Алексей Рамм
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

В каждом российском военном округе появятся специальные вертолетные эскадрильи, которые займутся переброской бойцов спецназа в тыл врага, их огневой поддержкой и эвакуацией. Пилотов новых подразделений обучат летать на сверхмалых высотах и наносить удары, оставаясь незамеченными для противника.

— В настоящее время новые эскадрильи уже формируются, — рассказал «Известиям» представитель российского военного ведомства, знакомый с ситуацией. — «Спецназовские» вертолетные подразделения создаются на базе полковых и бригадных эскадрилий транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5. В отличие от обычных строевых пилотов вертолетчики-«спецназовцы» получат углубленные навыки полетов в сложных метеоусловиях, а также ночью в условиях огибания рельефа местности, когда экипаж винтокрылой машины идет на предельно малой высоте, скрываясь от вражеского наблюдения. Также пилоты-«спецназовцы» освоят несколько специальных тактических маневров, позволяющих сбить с толку противника и успешно высадить спецназовцев в тыл врага.

По словам собеседника издания, помимо десантирования личного состава, пилоты также получат углубленные навыки применения бортового вооружения, в том числе управляемых и неуправляемых ракет в условиях пониженной видимости.

Также высаживать спецназовцев в тыл противника научат и экипажи уникальных сверхтяжелых транспортных вертолетов Ми-26, получивших за свои выдающиеся габариты прозвище «летающие коровы». Задачей «двадцать шестых» станет перевозка бронеавтомобилей «Гусар» и «Тигр», стоящих в настоящее время на вооружении отрядов специального назначения.

— Конечно, создавать целую спецназовскую эскадрилью на Ми-26 не планируется, — отмечает представитель Минобороны, знакомый с ситуацией. — Но в бригадах и полках армейской авиации несколько экипажей пройдут специальное обучение. Габариты «коров» ограничивают возможности по их применению в тылу врага, но бронеавтомобили в фюзеляж Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5 не войдут.

До недавнего времени в российских Воздушно-космических силах неформальный статус авиационного подразделения специального назначения принадлежал только инструкторской эскадрильи 344-го центра боевого применения и переучивания личного состава армейской авиации, базирующейся в Торжке.

Пилоты-инструкторы из Торжка еще с середины 2000-х годов работали вместе с бойцами командования сил специальных операций (КССО), в том числе проводили экспериментальные учения по высадке спецназовцев ночью в горах в районе Эльбруса. В 2008 году экс-министр обороны Анатолий Сердюков отдал вертолетную эскадрилью в оперативное подчинение командованию Центра специальных операций Минобороны «Сенеж».

Вертолетчики-спецназовцы 344-го центра принимали активное участие в войне с Грузией в августе 2008 года и в ходе специальной операции в Крыму весной 2014 года. В частности, Ми-8АМТШ с бортовым номером 60 оказывал помощь бойцам КССО во время бескровного штурма военного городка батальона украинских морских пехотинцев. По неофициальной информации, потерпевший крушение летом нынешнего года в Сирии российский вертолет Ми-8АМТШ с бортовым номером 212 также пилотировался летчиками-инструкторами из Торжка.

— Именно уникальный опыт вертолетчиков 344-го центра лег в основу программы боевой подготовки вновь созданных «спецназовских эскадрилий», — рассказывает «Известиям» представитель ВКС России, знакомый с ситуацией.

Как отметил военный эксперт Антон Лавров, в настоящее время в военно-воздушных силах практически всех развитых стран мира есть вертолетные подразделения, специализирующиеся на работе с частями и подразделениями специального назначения. Причем именно на вертолетчиков-спецназовцев легла основная нагрузка во время войны в Афганистане и Ираке.

— Во Франции это четвертый вертолетный полк, в Италии — девятая эскадрилья Francesco Baracca, — говорит Лавров. — Но дальше всего шагнул Пентагон. В частности, в составе ВВС есть несколько спецназовских эскадрилий, оснащенных конвертопланами Osprey. А в Армии США есть целый вертолетный полк специальных операций «Ночные охотники», вертолетчики которого забрасывают спецназ со времен высадки на Гренаду в 1982 году.