Российские идеи покоряют Силиконовую долину

Истории успеха отечественных инноваторов — в новом проекте ТАСС
Валентина Новикова
Фото: TASS/AP/Paul Sakuma

Россия — страна талантов, в том числе технологических. Истории успехов российских инноваторов собирает крупнейшее информационное агентство России — ТАСС. В новом совместном проекте с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) ТАСС рассказывает о том, как русские разработчики покоряют Силиконовую долину.

Участие в 500 Startups, одном из самых известных венчурных фондов и бизнес-акселераторов, расположенном в Маунтин-Вью, означает для молодого стартапа первый уверенный шаг на пути к построению бизнеса. Фонд инвестирует в проекты по $125 тыс. за 5% в компании, из которых $25 тыс. вычитается за обучение. Фонд устраивает встречи с потенциальными инвесторами, помогает проработать бизнес-модель, усовершенствовать и «упаковать» продукт. Попасть в 500 Startups довольно сложно, однако с каждым годом в программе участвуют всё больше россиян.

STATSBOT

Двое выпускников Бауманки с небольшим стартапом, зарегистрированным в России, давно грезили о Силиконовой долине. Михаил Меланьин и Павел Тиунов собрали последние средства и уехали в Сан-Франциско. На паспортном контроле на вопрос офицера США о месте проживания на территории страны они беспечно заявили: в «хакер-хаузе».

— А, русские хакеры из КГБ, добро пожаловать! — понимающе кивнул офицер.

Они действительно поселились в «хакер-хаузе» — общежитии для IT-специалистов, которые приезжают попытать счастья в долине, койко-место тут стоит $30 за ночь.

Стартапом Statsbot — ассистентом для малых и средних компаний, помогающим анализировать данные, — управляют трое. Артем Кейдунов — CEO и продукт-менеджер, Михаил Меланьин — директор по развитию бизнеса и Павел Тиунов — технический директор.

Statsbot — бот, который присылает метрики в рабочий чат популярного приложения Slack. Продукт вышел на рынок в феврале 2014 года, а уже спустя год имел более миллиона пользователей — в нем удобно организованы работа над проектом и рабочие чаты. Statsbot называют «умным русским ботом» — он может не только присылать аналитику, но и отвечать на вопросы и общаться в чате. В России создателям не удалось найти инвесторов. Разработчики с горечью вспоминают, что проект «либо оценивался слишком низко, либо вообще никто не знал, что такое Slack».

В долине первое время тоже не всё шло гладко — россияне не смогли убедить инвесторов в коммерческом успехе на встрече в Y Combinator — венчурном фонде, работающем в формате бизнес-инкубатора для стартапов. Спустя полгода проект попал в 500 Startups. На конец июня 2016 год клиентами Statsbot является 14 тыс. компаний, среди них и Y Combinator, в котором прошла первая неудачная встреча с инвестором, и FastCompany, Galvanize, NBC Sports Regional Networks, Time Inc., BBC, Flightradar.

TRACEAIR

У еще одного проекта с русскими корнями в 500 Startups трое основателей — Никита Ушаков, Дмитрий Королев и Мария Хохлова. Суть стартапа — аэромониторинг строительных площадок, когда дроны с высоты мониторят весь процесс строительства и передают данные в веб-сервис.

Мониторинг стройки происходит с помощью специально сконструированных командой проекта дронов. Еженедельно (или чаще, в зависимости от темпов строительства) они взлетают над площадкой, делая тысячи фотографий. После этого данные передаются в веб-платформу, где обрабатываются, и заказчик получает к ним доступ. На сайте отображаются фотоплан высокого разрешения, а также видео облета площадки. Поверх фотоплана можно наложить генплан, план сетей и земляных работ, чтобы оценить, не отклонилось ли от них строительство.

ФРИИ

По тому же принципу, что и 500 Startups, работает российский ФРИИ. Он отбирает IT-стартапы, выдает инвестиции в 2,1 млн рублей за 7% компании, проводит обучение команд в акселераторе.

25% компаний с участием ФРИИ получают в дальнейшем повторные инвестиции или динамично развиваются на собственные средства.

— В США для проекта важно иметь красивую историю и уметь себя продавать, — рассказал директор акселерационных программ ФРИИ Дмитрий Калаев. — Именно поэтому все обучающие программы там строятся на развитии навыков самопрезентации, применения приемов маркетинга и рекламы, подчеркивается необходимость создания истории вокруг проекта с использованием трендовых инструментов. В России же измерения вроде роста аудитории или уровня удовлетворенности клиентов вовсе не интересуют отечественных инвесторов. Единственный фактор, по которому отбирается проект для инвестиций, — рост денежного оборота и маржинальности. На этом факторе фокусируется и ФРИИ.

По мнению Дмитрия Калаева, наш рынок сильно отличается от американского еще и ментальностью. Например, в России не принято говорить о своих планах до тех пор, пока они не реализованы. А вот в США есть традиция обсуждать бизнес-идеи с опытными предпринимателями, а только потом браться за их реализацию.