Киднеппинг в законе: почему российских детей не удается вернуть на родину

Что мешает восстановлению справедливости
Иван Петров
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Незаконный вывоз несовершеннолетних граждан России одним из бывших супругов вопреки решениям российских судов и желанию другого супруга становится серьезной проблемой на фоне внешнеполитических событий. В публичной картотеке ФССП «Внимание, разыскиваются дети!» на момент публикации 60 анкет. Следы почти каждого малыша теряются после пересечения российской границы. Это подтверждает история жителя Москвы, дочь которого вывезла за границу бывшая супруга, гражданка Украины, в нарушение судебного решения. «Известия» разбирались, что мешает чиновникам искать маленьких граждан России и договариваться об их возвращении на родину.

Игра в прятки

Красногорский городской суд 7 июля отказал в прекращении исполнительного производства по возврату несовершеннолетней Даны Самохваловой на территорию России. Ранее сотрудники службы судебных приставов, которым было поручено отыскать девочку и вернуть ее отцу, пытались приостановить процесс поиска через суд.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

— Таким образом исполнители хотели переложить на суд ответственность за свое бездействие, но суд пресек эту попытку, — считает отец девочки Дмитрий Самохвалов. — Основанием для приостановления они называют телефонный разговор с моей бывшей женой, которая заявила им, что не собирается возвращаться в Россию. У приставов есть все полномочия для того, чтобы разыскать ребенка-гражданина на территории любой страны. Этим просто не хотят заниматься.

Самохвалов уже несколько лет пытается выяснить судьбу малолетней дочери Даны, которую вывезла в нарушение судебного решения его бывшая жена Диана Сухан.

— Меня футболят из одного ведомства в другое, хотя закон и международное право на моей стороне, — рассказывает Самохвалов. — У меня есть основания предполагать, что дочь находится в Финляндии — там проживают родственники моей бывшей жены. Но помощи от приставов я так и не получил. Они могли бы через российское посольство и с помощью запросов связаться с национальными учреждениями Финляндии, чтобы установить точное местонахождение дочери. В этом случае я мог бы поехать туда, обратиться к местным юристам. Элементарно я бы знал, что дочь жива и здорова. Но эта работа не ведется.

Нарушители Конвенции

Россия, как и большинство стран на планете, подписала Гаагскую конвенцию о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года. Одной из целей документа является защита детей до 16 лет от последствий незаконного перемещения или удержания. Незаконным перемещение считается, если «осуществляется с нарушением прав опеки, которыми были наделены какое-либо лицо, учреждение или иная организация, совместно или индивидуально, в соответствии с законодательством государства, в котором ребенок постоянно проживал до его перемещения или удержания». Конвенция требует от стран-участниц в случае нарушения такого рода возвращать несовершеннолетнего в страну пребывания или, во всяком случае, проводить разбирательство по таким фактам с привлечением заинтересованных сторон. Однако в российской правоохранительной системе алгоритм такой работы по сей день не выстроен.

Фото: Getty Images/Peter Dazeley

— Я выяснил, что в части взаимодействия с иностранными учреждениями в вопросе возвращения детей в Россию возложено на Департамент госполитики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения. Сотрудница ведомства дала мне надежду — от нее я узнал, что дочь моя действительно находится в Финляндии, в городе Вантаа. Сначала мне сообщили, что мать дочери отказалась от медиации по вопросу возвращения, но готова на переговоры со мной на территории Финляндии с участием соцработника. Но когда я начал подготовку к процессу на территории Финляндии и запросил в департаменте номер обращения в рамках Конвенции [о похищении детей] и данные о текущей ситуации с ребенком, мне неожиданно прислали отписку, в которой говорилось, что о моей дочери ничего неизвестно. Сотрудница Минпросвещения, которая мне помогала, уволилась из департамента.

В ответ на запрос «Известий» в ведомстве пояснили, что, действительно, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения России выполняет функции Центрального органа Российской Федерации по Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года.

— Что же касается дела Самохваловой, сообщаем, что 3 октября 2023 года Департаментом направлен запрос о возвращении несовершеннолетней в Центральный орган Финляндской Республики. Официального ответа не поступило, — заявил «Известиям» начальник отдела информационного планирования и регионального взаимодействия Департамента внешних коммуникаций и референтуры Министерства просвещения Российской Федерации Антон Жаров.

Представитель ведомства отметил, что 18 сентября 2024 года в адрес Центрального органа Финляндской Республики направлен повторный запрос с целью уточнения статуса указанного выше дела. Официального ответа также не поступило.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

При этом по информации «Почты России», в настоящее время почтовый обмен с Финляндской Республикой не осуществляется.

Для принятия центральным органом государства, в котором находится ребенок, к рассмотрению запроса в рамках Конвенции 1980 года необходимо, чтобы она действовала между государством места постоянного проживания ребенка и государством, куда ребенок предположительно перемещен. Между Российской Федерацией и Финляндской Республикой Конвенция 1980 года действует с 1 января 2013 года.

— Центральный орган Российской Федерации не имеет полномочий по оказанию содействия заявителям в подаче искового заявления и дальнейшего правового сопровождения в рамках судебного процесса на территории иностранных государств, — заявил представитель российского ведомства. При этом он отметил, что процедура возвращения по Конвенции 1980 года не предполагает принудительного изъятия несовершеннолетнего. Таким образом, только компетентный суд государства, в котором находится несовершеннолетний, будет решать вопрос о возвращении или об отказе в возвращении.

Побеги из России

Драматическая ситуация в благополучной некогда семье Самохваловых начала развиваться во время пандемии и достигла апогея после начала СВО. Его жена, уроженка Закарпатья, заявила, что намерена выехать из России вместе с общей дочерью к родственникам, которые обосновались в Европе. Мужчина пытался отговорить супругу от эмоционального решения, но дело дошло до развода. Первоначально суд определил место жительства ребенка с отцом. Девочка была сильно привязана к нему.

Фото: Global Look Press/alimdi /Jozef Sedmak

Однако позже суд в Пензе (там официально зарегистрирован Самохвалов) встал на сторону матери — приставы передали Диане Сухан ребенка, не оформив это документально. Позже женщина увезла дочь в неизвестном направлении. В январе 2024 года суд в Красногорске (там была официально зарегистрирована мать девочки) вновь определил место проживания с отцом. Тем временем выяснилось, что Сухан покинула Россию осенью 2022 года — сначала она выехала в Белоруссию, затем пересекла границу Польши.

Позже было установлено, что ребенок вместе с матерью оказался в Хельсинки, а затем в Вантаа. За всё это время отцу не дали пообщаться с дочерью.

Это не первая драматичная история с незаконным вывозом детей из России одним из супругов против воли второго родителя. Жительница Саратова безуспешно пытается найти своих сыновей, вывезенных их отцом за границу. Гражданин Палестины обманом вывез малышей к себе на родину, в Вифлеем. Примечательно, что и российский, и шариатский суды встали на сторону женщины. По неподтвержденным данным, несмотря на это, палестинец вывез детей в Турцию.

Как положено

— По российским законам, если ребенок выезжает за рубеж с одним из родителей или иным законным представителем, то согласие второго родителя не требуется. Однако документ может потребоваться по правилам той страны, куда ребенок въезжает, и его могут попросить при оформлении визы или на границе, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Федеральной нотариальной палаты. — Если ребенок отправляется в зарубежную поездку с другим родственником, друзьями семьи, тренером и так далее, у человека, который его сопровождает, должно быть нотариально удостоверенное согласие на выезд от одного из родителей. В согласии необходимо указать страны, на которые оно распространяется. Можно сделать согласие на выезд в одну конкретную страну, а можно сразу в несколько. По сроку также возможна вариативность: можно оформить согласие на конкретную поездку, сразу на год, два или несколько лет, — сообщили в ведомстве.

Фото: Global Look Press/Peter Steffen

Если родитель против того, чтобы ребенок покидал страну без него, можно подать в МВД заявление о запрете на выезд сына или дочери за границу. Причем можно указать срок действия такого запрета и конкретные государства, на которые он распространяется. При необходимости свой запрет можно отозвать, а если с ним не согласен второй родитель, он может обратиться в суд.

«Известия» направили запрос в ФССП, но ответ на момент публикации получен не был.