Министерство спорта завершило подготовку стандартов для подтверждения высшей квалификации киберспортсменов. В настоящий момент документ предложен к обсуждению. Предлагаемые изменения в законодательстве, касающиеся киберспорта, представители спортивно-игровой индустрии оценивают по-разному. Подробности — в материале «Известий».
Отжимайся и играй
Стандарты для подтверждения высшей квалификации киберспортсменов подготовили в Министерстве спорта России. Новые положения перечислены в официальном документе от 24 июня, который может начать действовать уже с января следующего года.
В зависимости от подготовки будут выделяться следующие категории: общая и специальная подготовка начального этапа и высшего спортивного мастерства. Эксперты будут проверять общую и специальную физическую подготовку, даже если спортсмены только начинают свой путь в дисциплине «компьютерный спорт». Девочки и мальчики должны пробежать 30 м на время, отжаться шесть или 12 раз, выполнить наклоны на гимнастической скамье, а также сдать норматив по челночному бегу.
Чтобы подтвердить высшую квалификацию и иметь возможность стать мастером спорта России, киберспортсмен должен сдать нормативы по бегу, отжиманиям, наклонам, подъему туловища, прокликать левую кнопку мыши определенное количество раз и пройти тесты на оценку зрительно-моторной реакции на световые сигналы.
Так, сдающим нормативы игрокам мужского пола нужно отжаться 43 раза, пробежать 60 м за 7,9 секунды, а также нажать левую кнопку мыши не менее 220 раз за 30 секунд. Для женщин — бег на 60 м за 9,2 секунды, не менее 17 отжиманий, наклон вперед на 16 см на гимнастической скамье помимо теста на оценку реакции на световые сигналы и 210 кликов левой кнопки мыши.
Федеральный стандарт также закрепляет обеспечение спортивной экипировки для игроков: костюм, кроссовки, футболка и шорты. Кроме того, регулируется оплата проезда и жилья на время проведения соревнований, доступ к тренажерному залу, а также наличие отдельного персонального компьютера с видеокартой с 12 ГБ памяти.
Что думают киберспортсмены о нововведении
Игроки отмечают локальность принятых нормативов и то, что они практически не встречаются в реалиях крупных турниров. Киберспортсмен Ярослав Кузнецов из команды Virtus Pro рассказал «Известиям», что нормативы на международных турнирах не нужны. Он отметил, что киберспорт — это коммерческая история и ни одна команда, которая играет на премиальном турнире, не обязана сдавать нормативы.
— Никто не будет, например, на чемпионате мира по «Доте», который выиграли наши ребята, либо на чемпионате мира по Counter-Strike, либо на каком-нибудь другом турнире или чемпионате мира спрашивать какие-либо нормативы. Это какая-то внутренняя история для студенческих, школьных и, может быть, наших кубков и чемпионатов России, которые проводит Федерация компьютерного спорта, — рассказал Кузнецов.
То, что киберспорт — это больше про голову, а не про физическую нагрузку, подчеркивает стример и чемпион мира по Counter-Strike Михаил Столяров.
— Из всех этих пунктов выполнение теста на оценку простой зрительно-моторной реакции на световые сигналы — это единственное, наверное, правильное и уместное для киберспорта в целом. В остальном смысл, конечно, есть, но из большинства киберспортсменов или тех, кто хочет, стремится ими стать, мало кто сделает поднятие туловища из положения лежа на спине за одну минуту, — констатировал Столяров.
По его словам, необходимо смотреть не на физическую подготовку, а на результат — если человек выигрывает чемпионат мира, то нет разницы, сколько он пробежит или отожмется.
— Киберспорт — это больше про ум. Они, получается, создают преграды людям с ограниченными возможностями. Если человек — колясочник, то он уже никак не сможет стать в России киберспортсменом. Очень много вопросов к этим нормативам и очень мало ответов, — заявил Столяров.
Мнения экспертов
Эксперты не возражают против введенного стандарта, однако просят его доработать: мир профессионального гейминга оказался намного шире, чем его прописали в официальных бумагах. Директор Ассоциации развития киберспорта Павел Голубев рассказал, что долгожданный документ не учитывает все жанры, присутствующие в данной спортивной дисциплине.
— Документ ждали давно — вид спорта признали пять с половиной лет назад, но лично по мне не очень хороший получился документ, потому что не учтена специфика, — поделился Голубев.
По его словам, в федеральном стандарте определена некоторая конкретика по подготовке киберспортсменов, однако будет она осуществляться в едином формате, то есть обучающийся молодой человек или девушка будут тренироваться «так же, как и все».
«Известия» направили запрос в Министерство спорта с просьбой разъяснить, как разрабатываемые нормативы могут повлиять в обозримом будущем на индустрию и будут ли изменяться положения в зависимости от отклика на документ игроков и представителей киберспорта.