Не повезут: до трети таксопарков в крупных городах могут уйти с рынка

Сложившаяся модель такси в мегаполисах стала убыточной — какие меры поддержки нужны бизнесу
Владимир Гаврилов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

До трети таксопарков в крупных городах могут уйти с рынка, рассказали «Известиям» представители этих компаний. Это приведет к последующему скачку цен на перевозки. Причина — низкая окупаемость бизнеса, неподъемный лизинг и высокая ставка ЦБ. Уже сейчас доходность таксопарков сократилась с 16 до 6%, наблюдается дефицит водителей, бизнес не в состоянии обновить парк, а действующего ресурса хватит на год. Какой выход из сложившейся ситуации предлагают предприниматели — в материале «Известий».

Сколько таксистов могут обанкротиться

Уже в течение года с рынка могут уйти до 20% таксопарков, об этом «Известиям» рассказали представители нескольких крупных компаний. До конца 2026-го возможно сокращение числа перевозчиков еще на 10%. Ситуация приведет к дефициту предложения такси и росту цен на эти услуги. Причины — невозможность обновлять парки автомобилей при высокой ставке ЦБ.

— В группе риске — молодые автопредприятия, открывшиеся три года назад на волне спроса на такси, — рассказал «Известиям» руководитель таксопарка Multi taxi Василий Баранов. — У них еще не накоплены внутренние резервы для существования в условиях высоких ставок лизинга.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

По данным таксопарка «Шоколад», усложняют ситуацию для компаний и изменения налогового законодательства с 2025 года. Дополнительные налоговые расходы выросли на 7% от выручки.

— Многие перевозчики будут уходить в тень, дробить бизнес, чтобы не попасть на НДС. Они и есть потенциальные банкроты, — отметил инвестор этой компании Спартак Заболотский.

По его словам, ужесточение регулирования в отрасли сокращает число водителей. Рынок за период 2022–2023 годов потерял до 20% кадров, а это около 20 тыс. шоферов. Прогнозируемый отток из отрасли до середины 2026-го составит дополнительно 10%, считает Спартак Заболотский.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По данным перевозчиков, резко сократились закупки новой техники. Мелкие и средние таксопарки это сделать не могут и вскоре столкнутся с увеличением расходов на поддержание техники в рабочем состоянии.

По данным «Шоколада», существующие ставки лизинга сделали экономику такси на автомобилях с четырехлетним периодом эксплуатации убыточной — это будет сохраняться до тех пор, пока ставка не упадет хотя бы до 13%. Парки перестали обновлять транспорт и вынуждены продлевать срок службы авто до шести лет и более.

— Если еще пару лет назад доходность до выплаты налогов была 16% с учетом последующей продажи машины за полцены, то сейчас она опустилась до 6% при учете эксплуатации старых автомобилей. Если работать только на новых лизинговых машинах, то рентабельность падает до минус 20%, — рассказал Спартак Заболотский.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Помимо неподъемного лизинга на рынок влияет и низкая рентабельность новых китайских автомобилей. Если популярные у перевозчиков Hyundai, Kia, Skoda, Volkswagen и Toyota окупались за три года и служили четыре-пять лет, то китайские и отечественные аналоги работают по 1,5 года и требуют дорогостоящего ремонта трансмиссии еще до истечения лизинговых сроков.

— При сравнительно меньшей цене ресурс ряда технических узлов (вариаторной коробки передач, двигателя и пр.) оказывается недостаточным, чтобы эксплуатировать машину пять-шесть лет, — рассказал «Известиям» основатель и генеральный директор такси «Авеню Групп» Омар Багамаев.

В середине следующего года старые машины при пробегах свыше 400 тыс. км уже не смогут выдерживать нагрузки в такси, и потребуется массовое обновление техники. При существующей ставке лизинга рентабельность упадет до 5–6%. Перевозчикам выгоднее закрыть бизнес и положить капитал на депозит в банках, считает Спартак Заболотский.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Несколько таксопарков уже близки к закрытию. До конца года некоторые из них не доживут, — рассказали «Известиям» в таксопарке «Ритм».

«Известия» отправили запросы в Минтранс, Минпромторг, агрегаторам, автопроизводителям и в другие крупные таксопарки.

Когда такси снова станет недорогим

— Отдельных лизинговых программ для такси на рынке в принципе нет. Есть федеральная программа льготного лизинга колесных транспортных средств Минпромторга, которая позволяет брать автотранспорт в лизинг со скидкой от 10 до 35%, — рассказал «Известиям» региональный директор «Газпромбанк Автолизинг» Дмитрий Виссарионов.

Перевозчикам сложно пополнять парки, и часть игроков вынуждена отложить приобретение техники до улучшения ситуации. Главными проблемами при этом продолжают оставаться нехватка водителей и снижение рентабельности эксплуатируемых машин, что ведет к снижению маржинальности бизнеса, отмечает эксперт.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По данным «Газпромбанк Автолизинг» и маркетингового агентства НАПИ, по итогам января–апреля 2025 года рынок лизинга новых автомобилей снизился на 44,8%.

— По итогам года число сделок лизинга на новые машины может сократиться еще на 5-7%, — рассказала «Известиям» коммерческий директор ГК «Альфа-Лизинг» Ольга Кириллова.

Масштабное обновление машин в таксопарках начнется при условии снижения ключевой ставки ЦБ и смягчения кредитно-денежной политики. Сроки обновления зависят и от стоимости машин. Средняя цена на иномарку составляет сейчас 3,62 млн рублей и 1,56 млн — за отечественную машину, отмечает Ольга Кириллова.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В АвтоВАЗе «Известиям» сказали, что компания находится в прямом диалоге с таксопарками и готовит специальные предложения, в том числе выгодные акции для покупки с использованием программ корпоративного Авто Финанс Банка.

— На сегодня весь модельный ряд Lada может быть использован в такси. Средняя стоимость автомобиля Lada составляет около 1,5 млн рублей против более 3 млн за автомобили иностранных брендов.

«Известия» также направили запросы в «Москвич» и AGR (российские бренды Solaris и Tenet).

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова сказала «Известиям», что средний возраст автомобилей в Москве составляет около 3,5 года, а в регионах — около пяти-шести. Таксопарки в мегаполисах обновляли машины каждые 3–5 лет. Сейчас, очевидно, их парки будут стареть. Это не приведет к полной остановке отрасли, но вызовет усиление серого сектора, так как часть водителей может уйти в тень, отметила она.

— Мы ожидаем снижения количества легальных перевозчиков в такси, что неизбежно скажется на тарифах и доступности услуг для пассажиров, — сказала она.

По словам Василия Баранова из Multi taxi, отрасль столкнулась с системным кризисом: необходимы спецпрограммы лизинга с господдержкой и разработка таксомоторных версий автомобилей с упором на ресурс, например Lada с классическим «автоматом». Тогда в следующем году можно избежать негативного сценария, заключает эксперт.