В Армении могут внести поправки в Конституцию, в соответствии с которыми будет ограничена независимость церкви от государства, заявили «Известиям» в парламенте страны. Сейчас в Основном законе республики прописано, что религиозные организации полностью отделены. Более того, провластные депутаты начали вносить предложения о введении налога на церковь, добавил парламентарий от оппозиционной фракции «Армения» Гегам Манукян. В стране усиливается раскол между властью и церковью. 27 июня был задержан архиепископ Микаэл Аджапахян. Ранее против него возбудили уголовное дело по признакам публичных призывов к захвату власти. До этого задержали архиепископа Баграта Галстаняна и бизнесмена Самвела Карапетяна. Почему армянские власти начали активное притеснение церкви — в материале «Известий».
Задержание архиепископа Микаэла Аджапахяна
Армянскую церковь могут лишить независимости в результате ее конфликта с властями, заявил «Известиям» депутат от оппозиционной фракции «Армения» Гегам Манукян.— Всё можно ожидать. Они [власти] по требованию Азербайджана готовятся обсуждать изменения в Конституции. Уверены, что одним из пунктов будет удаление упоминания об Армянской апостольской церкви (ААЦ), чтобы она не была независимой, — сказал он.
Азербайджан хочет, чтобы Армения внесла поправки в свою Конституцию, так как в ней содержится ссылка на декларацию о независимости от 1990 года, согласно которой Нагорный Карабах входит в состав страны. Кроме того, сейчас провластные депутаты уже начали вносить предложения о введении налога на церковь, добавил Манукян.
Формально Армения — светское государство. Но в ст. 17 Конституции республики прописано, что религиозные организации отделены. А 18-я статья гласит, что «Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности».
Тем временем конфликт армянских властей и религиозных организаций, который длится уже несколько лет, принимает новые обороты. Утром 27 июня более 30 силовиков ворвались в здание Ширакской епархии для ареста ее главы — архиепископа Микаэла Аджапахяна. Однако его в это время там не было, для проведения собрания священников архиепископ направился в Эчмиадзин — духовный и административный центр Армянской апостольской церкви.
Позже спецназ СНБ вошел на территорию Эчмиадзина. Служба национальной безопасности пыталась задержать Аджапахяна, но быстро собравшиеся прихожане мешали им совершить это: у резиденции собрались десятки местных жителей и священников. Позже между ними и полицией начались стычки. Священнослужители окружили машину Службы национальной безопасности Армении, чтобы не позволить вывести архиепископа.
СНБ в свою очередь заблокировала проспект Исакова, по которому в монастырский комплекс пытались добраться граждане для защиты церкви. На территорию Эчмиадзина также прибыли дополнительные силы полиции — «красные береты».
В это время самочувствие Микаэла Аджапахяна ухудшилось, ему оказали первую медицинскую помощь. В итоге архиепископ согласился направиться в СК и принять участие в следственных действиях, сообщал его адвокат Ара Зограбян. Ранее против главы епархии было возбуждено уголовное дело по признакам публичных призывов к захвату власти.
Пока со стороны Еревана усиливается давление на церковь, она находит всё больше поддержки у оппозиции. Например, фракция «Армения» заявила о готовности добиваться импичмента Никола Пашиняна и выдвинуть архиепископа в премьеры.
За несколько дней до этого в Армении силовики задержали архиепископа Баграта Галстаняна, одного из самых заметных оппозиционных лидеров и духовных деятелей страны. Его обвинили в подготовке терактов, а также в попытке захвата власти. Движение «Священная борьба», которым руководил Галстанян, по версии следствия, якобы готовилось к свержению власти.
Предыдущим громким инцидентом стал арест российского бизнесмена, главы группы компаний «Ташир» Самвела Карапетяна. 18 июня ему предъявили обвинение в публичном призыве к захвату власти. Карапетян — один из крупнейших благотворителей Армянской апостольской церкви.
За обострением ситуации вокруг церкви в Армении внимательно наблюдают в Москве. «Это внутреннее дело, безусловно, Армении. Мы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы в Армении сохранялась законность, спокойствие. И чтобы Армения была процветающей, стабильной страной, дружественной России», — сказал 25 июня официальный представитель Кремля Дмитрий Песков. Властям Армении нужно на практике реализовать декларируемые приверженность демократическим ценностям и уважение чувств верующих, заявили 27 июня в МИД РФ.
Конфликт Еревана и церкви
Конфликт армянских властей с церковью продолжается длительное время. Основная причина заключается в политических разногласиях. ААЦ последовательно критикует политику властей, особенно в вопросах, касающихся внешнеполитического курса и урегулирования отношений с Азербайджаном.
В 2024-м в республике прошли многотысячные протесты из-за делимитации границы в Тавушской области. Их организатором стал как раз ныне задержанный Баграт Галстанян. Тогда в Армении прошел пеший марш от приграничных деревень до столицы, а позже архиепископ провел в Ереване массовые митинги.
Несмотря на то что протесты на время прекратились, представители церкви неоднократно высказывались против политики Еревана. Церковь, хоть ее и не стоит рассматривать как мощный гражданский институт, может привлечь к рядам оппозиции значимую часть населения. И нельзя забывать, что более 90% населения Армении — верующие.
Очевидно, что такие конфликты сейчас совсем не на руку премьеру Николу Пашиняну, который уже длительное время придерживается курса на урегулирование отношений с Азербайджаном. Более того, в 2026 году в республике пройдут парламентские выборы. Рейтинг властей в то же время стремительно падает.
По результатам соцопроса Gallup International, более 67% граждан Армении негативно оценивают работу Никола Пашиняна. Его деятельностью, согласно опросам одной из ведущих исследовательских и консалтинговых компаний в Армении MPG, довольны только 8,2% респондентов.
Усиление давления на церковь — это начальная стадия подготовки к выборам в республике, говорит «Известиям» заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов.
— Пашинян настроен радикально, жестко и действительно будет всеми возможными средствами бороться за власть, в 2026 году пролонгировать полномочия правящей партии, чтобы она сохранила монопольное положение в парламенте. Для этого он зачищает поле. Это упреждающие удары, — считает эксперт.
Происходящее в Армении напоминает прежнюю ситуацию в Грузии, считает Муханов. Но при этом, по его словам, не исключено, что трудности в стране — временные. У грузинского экс-президента Михаила Саакашвили тоже был конфликт с Грузинской православной церковью. Тем не менее религиозные организации и власти не находятся в противостоянии.
Между тем давление на церковь сейчас наблюдается и в других странах постсоветского пространства. Речь идет об Украине, где после 2014-го начались гонения на УПЦ, и Молдавию, где в последнее время усиливаются разногласия между Молдавской митрополией (частью Русской православной церкви) и Бессарабской митрополией (частью Румынского патриархата).