Переговоры по поводу ядерной программы Ирана могут возобновиться между Вашингтоном и Тегераном после заключения перемирия. Глава иранского МИДа Аббас Аракчи ранее заявлял, что США должны прекратить атаки для возобновления дипломатии. Стороны успели провести пять раундов непрямых переговоров при посредничестве Омана. Шестой был отменен после израильской атаки 13 июня, а новый виток обсуждений осложняется отсутствием доверия между Дональдом Трампом и иранским руководством. Тем не менее, по данным СМИ, Тегеран дал понять, что всё же готов вернуться к диалогу. В каком состоянии находится ядерный потенциал Исламской Республики после израильских и американских ударов — в материале «Известий».
Переговоры Ирана и США
На фоне достигнутого перемирия между Ираном и Израилем вновь возникла перспектива возобновления переговоров, посвященных иранской ядерной программе. По информации арабского дипломатического источника Al-Monitor, к переговорам с администрацией США готов и Тегеран. В качестве потенциальной площадки для встречи называют Катар, который сыграл ключевую роль в посредничестве между враждующими сторонами.
Как стало известно Al-Monitor, эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани лично убедил руководство Ирана согласиться на прекращение огня, а затем обсудил возможность новой дипломатической инициативы с иранским президентом Масудом Пезешкианом.
Пока остается множество вопросов как к прочности достигнутого перемирия, так и к реальности возврата к дипломатии. Тем не менее иранская сторона уже передала сигнал готовности к переговорам — еще до официального объявления о перемирии министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи подчеркнул: если США действительно заинтересованы в возвращении к дипломатии, удары по Ирану «должны быть немедленно прекращены».
До эскалации стороны успели провести пять раундов непрямых переговоров, посредником выступал Оман. Обсуждались как ограничения ядерной программы Тегерана, так и возможность поэтапного снятия американских санкций. Шестой раунд был намечен на 15 июня, но отменен после начала израильских ударов.
— С объективной точки зрения возобновление переговоров по ядерной сделке было бы выгодно Тегерану. Однако политическая ситуация пока не располагает к таким контактам. В Тегеране, по всей видимости, возьмут паузу, и только со временем, если обстановка позволит, могут вернуться к диалогу с Вашингтоном, — поделился своим мнением с «Известиями» старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин.
При этом эксперт подчеркнул, что любые прогнозы сейчас затруднительны: с одной стороны стоит верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, с другой — президент США Дональд Трамп, и предсказать поведение этих политиков крайне сложно.
Однако даже если переговорный процесс будет возобновлен, обсуждение технической стороны ядерной программы Ирана окажется непростым. По данным западных СМИ, американские удары, нанесенные по ключевым иранским объектам, лишь частично затормозили развитие ядерного потенциала Исламской Республики. Несмотря на заявления Дональда Трампа о «полном уничтожении» ядерных объектов, в Пентагоне признают: для оценки реального ущерба потребуется время.
Тем временем в Иране происходят изменения, способные усложнить перспективу будущих переговоров. Парламент страны проголосовал за прекращение сотрудничества с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Как передают иранские СМИ, отныне сотрудники агентства не смогут въезжать в страну для инспекций ядерных объектов без гарантий безопасности ядерным объектам Исламской Республики.
В Кремле заявили, что подобное решение стало прямым следствием неспровоцированного нападения на Иран. При этом пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что разрыв отношений между Тегераном и МАГАТЭ вызывает обеспокоенность у Москвы.
Ядерный потенциал Ирана
По предварительным данным New York Times и CNN, которые ссылаются на разведку США, ядерная программа Ирана в результате ударов откатилась назад лишь на несколько месяцев. Как отмечают американские СМИ, даже использование мощных бомб, предназначенных для уничтожения укрепленных подземных объектов, не достигло поставленной цели — разрушения инфраструктуры ядерной программы Ирана.
Более того, один из источников CNN рассказал, что Иран заранее переместил запасы обогащенного урана с потенциально уязвимых объектов. Один из информаторов заявил: «Центрифуги в значительной степени остались целы», а другой подтвердил, что обогащенный материал был эвакуирован еще до начала американской операции. Спецпосланник Трампа Стивен Уиткофф назвал публикацию подобных данных государственной изменой и потребовал немедленного расследования с наказанием виновных.
По оценке Владимира Сажина, удары по ядерной инфраструктуре Ирана нанесли серьезный ущерб, пусть и не привели к полному обнулению программы. Особенно сильный урон получил подземный объект в Фордо. Даже если американские «бункерные» бомбы не достигли помещений с центрифугами, сотрясения от взрывов, по мнению эксперта, могли нарушить работу оборудования.
— Иранские центрифуги — крайне чувствительные механизмы, и даже секундные перебои с электроснабжением могут вывести их из строя, не говоря уже о подземных колебаниях высокой мощности. Поэтому даже при условии физической сохранности оборудования нельзя быть уверенным в его дальнейшей работоспособности, — рассказал специалист.
В еще более тяжелом состоянии, по его словам, оказался завод в Натанзе, который менее защищен по сравнению с Фордо. Сажин уверен, что этот объект подвергся серьезным разрушениям в результате атак. В целом, по его оценке, текущее состояние ядерной программы Ирана усложнилось и ее восстановление потребует значительного времени, ресурсов и инвестиций. Однако Тегеран вряд ли сможет оперативно вложиться в реанимацию ядерных мощностей: еще до ударов экономика страны находилась в затруднительном положении.
В апреле издание Guardian сообщало, что США в ходе переговоров с Ираном в Омане якобы предложили Тегерану передать запасы урана России. Ранее замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что Москва готова оказывать практическое содействие, чтобы помочь Тегерану и Вашингтону достичь соглашения по ядерной программе, в том числе, например, вывозить избыточное ядерное топливо из Ирана для его дальнейшей адаптации к производству горючего для реакторов. Напомним, в рамках ядерной сделки 2015 года (Совместного всеобъемлющего плана действий) Россия вывезла из Ирана все объемы обогащенного урана, предусмотренного СВПД.
На повестке дня — не только ограничения по уровню обогащения и количеству центрифуг, но и гарантии того, что соглашение не повторит судьбу провалившегося СВПД. А главное — нужен взаимный кредит доверия, которого пока нет ни у Ирана, ни у США.
Тема возможного создания республикой ядерного оружия выглядит преувеличенной, считает заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, профессора НИУ ВШЭ Андрей Бакланов. В беседе с «Известиями» эксперт отметил, что Иран не располагает возможностями для превращения своих наработок в полноценный военный арсенал.
В результате эскалации пострадала не только Исламская Республика. В ответ на израильские атаки Иран обстрелял территорию еврейского государства. Несмотря на то что значительная часть ракет была перехвачена системой ПВО Израиля, часть снарядов достигла как военных, так и гражданских объектов, что привело к разрушениям и жертвам.
В частности, в соцсетях и отдельных публикациях сообщалось о попаданиях в штаб-квартиру «Моссада» и здание секретного подразделения 8200 в Герцлии, а также в логистический центр управления военной разведки АМАН в Глилоте. Еще одной целью стал комплекс Кирия в Тель-Авиве — израильский аналог Пентагона. Ввиду военной цензуры точно установить масштаб разрушений пока невозможно.