Приведет ли иранский кризис к нефтяному шоку в мире? Разбор

Депутаты парламента Ирана проголосовали за перекрытие Ормузского пролива
Любовь Лежнева
Фото: ТАСС/Егор Алеев

Парламент Ирана проголосовал за закрытие Ормузского пролива, важного для перевозки ближневосточной нефти. В России прогнозируют, что блокировка маршрута приведет к глобальному нефтяному шоку. При этом США, спровоцировавшие Иран своими атаками, пострадают тоже. Глава Белого дома Дональд Трамп уже опубликовал пост, в котором призвал мировое сообщество держать цены на нефть низкими. К каким именно последствиям приведет закрытие пролива — в материале «Известий».

Влияние на рынок

• Закрытие Ормузского пролива, на которое Иран готов пойти в качестве ответа на удар США по его объектам, способно оказать значительное влияние на стоимость нефти. Этот узкий морской проход играет ключевую роль в мировой энергетической логистике. Через Ормузский пролив ежедневно проходит значительная часть глобального нефтяного экспорта, включая сырье из таких стран, как Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ и Катар. Через пролив перевозится около 20% от мирового морского экспорта нефти — примерно 20 млн баррелей в сутки (около $600 млрд в год). Любые перебои в судоходстве через эту артерию неизбежно порождают обеспокоенность участников рынка и оказывают давление на ценообразование нефти, даже если физические поставки еще не прерваны.

• Участники торгов на фьючерсном рынке нефти будут стремиться застраховаться от возможного дефицита предложения, закупая нефть по текущим контрактам, что мгновенно поднимает цены. Это называется премией за риск, и она может достигать десятков долларов за баррель в случае серьезной эскалации. Такой рост не обязательно отражает реальный дефицит нефти, но является реакцией на потенциальную угрозу сбоя стабильных поставок. При этом в условиях блокировки пролива многие страны, включая государства ЕС, Китай и Японию, которые зависят от ближневосточной нефти, столкнутся с трудностями в обеспечении энергетической безопасности.

• В США уже предупредили, что решение закрыть пролив приведет к еще большей эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Вместе с тем Тегеран решил не только заблокировать маршрут, но и атаковать американскую военную базу в Сирии. Продолжающееся обострение ситуации лишь еще больше подстегнет стоимость нефти.

• В экспертном сообществе допускают, что стоимость нефти марки Brent может достичь уровня $130 за баррель и выше (на момент публикации материала августовские фьючерсы на нефть Brent стоили $76 за баррель). Многое будет зависеть от производительности блокировки пролива. Так фьючерсные рынки могут отреагировать в условиях ограниченного предложения и повышенного спроса на фоне нестабильности.

• Исторически во время крупных военных конфликтов наблюдались всплески цен. Так происходило во время ирано-иракской войны, войны в Персидском заливе и вторжения США в Ирак в 2003 году. В каждом из этих случаев рынки реагировали мгновенно, закладывая в цену будущие риски, даже если поставки физически еще не прервались.

Влияние на Россию, Китай, Евросоюз

• Закрытие Ормузского пролива способно вызвать масштабные последствия для мировой экономики. Это событие превращается из регионального кризиса в фактор, влияющий на валютные курсы, инфляцию, инвестиционные потоки и перераспределение поставок нефти.

• Для России закрытие Ормузского пролива может создать значительное ценовое преимущество на фоне роста мировых цен на нефть. РФ как один из крупнейших экспортеров нефти получает весомый приток валютной выручки при любом росте нефтяных котировок. При этом ее экспортные маршруты не зависят от Персидского залива. Закрытие пролива может временно улучшить внешнеторговый баланс России.

• США, будучи крупнейшим производителем нефти, теоретически менее уязвимы с точки зрения физической нехватки энергоресурсов. Их внутренняя добыча, в первую очередь сланцевая нефть, обеспечивает значительную часть внутреннего спроса. Однако на рынке нефти цены формируются глобально, поэтому даже при условии самодостаточности в энергоносителях экономика США будет испытывать ценовое давление.

• Для Китая последствия могут оказаться наиболее чувствительными, поскольку КНР в значительной степени зависит от импорта нефти с Ближнего Востока. За первые три месяца 2025 года КНР ежедневно импортировала через пролив 5,4 млн баррелей сырой нефти. Закрытие пролива разрушит привычные логистические цепочки. Китай вынужден будет оперативно активировать запасы из стратегических резервов и увеличить закупки у альтернативных поставщиков, включая Россию.

• Европейский союз также находится в зоне риска. До последнего времени значительная часть импорта нефти в ЕС приходилась на Россию. Однако после начала санкционных войн и сокращения импорта из РФ многие европейские государства стали ориентироваться на нефть из Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Ирака, поставки которой осуществляются через Ормузский пролив. Учитывая высокую степень зависимости европейской промышленности от нефтепродуктов, это повысит себестоимость продукции европейских компаний. В ЕС уже сообщили, что пристально следят за ситуацией с проливом, но пока не готовят специальные меры для стабилизации цен на нефть.

Глобальные последствия

• Наиболее ощутимым последствием блокировки маршрута станет рост глобальной инфляции. Повышение цен на нефть неминуемо ведет к удорожанию производственных процессов по всему миру. Энергоносители входят в стоимость практически всех товаров и услуг. Так что увеличение их цены затронет каждый сегмент экономики — от сельского хозяйства до высокотехнологичного производства. В зависимости от продолжительности и глубины кризиса эти процессы могут перейти из временного нарушения экономического равновесия в полномасштабный глобальный экономический спад.

• Финансовые рынки станут крайне волатильными, реагируя на рост рисков и ухудшение макроэкономических ожиданий. Акции компаний, зависимых от потребления топлива, потеряют в стоимости. Вместе с тем нефтегазовый сектор и сырьевые активы продемонстрируют рост.

• В целом закрытие Ормузского пролива может спровоцировать новый международный экономический кризис. Нарушение функционирования этого маршрута влечет за собой эффект домино, начиная с резкого скачка цен на энергоресурсы и заканчивая ухудшением экономических условий в странах, чувствительных к изменению стоимости импорта и логистики. В России прогнозируют, что цены на нефть будут расти, что может спровоцировать глобальный нефтяной шок. При этом негативные последствия на себе почувствует и Вашингтон, который вывел региональный конфликт Ирана и Израиля на международный уровень.

При написании материала «Известия» беседовали с:

доцентом кафедры экономической политики и экономических измерений ГУУ Максимом Чирковым; доктором экономических наук, профессором Финансового университета Александром Сафоновым.