Китай решительно осудил удар США по иранским ядерным объектам. В министерстве иностранных дел КНР считают, что это нарушение норм международного права чревато серьезными последствиями. Пекин стремится защитить свои экономические интересы и миллиардные инвестиции в инфраструктуру, учитывая, что на Китай приходится около 90% экспорта иранской нефти. Однако Трамп всё же подорвал влияние Китая на Ближнем Востоке. Подробности — в материале «Известий».
Решительно осудили
«Китай решительно осуждает удар США по Ирану и ядерным объектам, находящимся под наблюдением МАГАТЭ», — сообщили в китайском МИДе, добавив, что действия Вашингтона «серьезно нарушают цели и принципы Устава ООН и международного права, а также усугубляют напряженность на Ближнем Востоке».
В министерстве также призвали обе стороны «как можно скорее прекратить огонь, чтобы обеспечить безопасность гражданских лиц и начать диалог». Помимо этого, китайские власти подчеркнули готовность Пекина «работать с международным сообществом, чтобы совместными силами отстаивать справедливость и восстановить мир и стабильность на Ближнем Востоке».
По словам постоянного представителя Китая в ООН Фу Цуна, Иран пострадал, «но также пострадал и авторитет Соединенных Штатов — как страны и как участника любых международных переговоров». Он предупредил, что ситуация «может выйти из-под контроля».
Представитель китайского МИДа Го Цзякунь заявил, что все граждане КНР, находившиеся в Иране и желавшие покинуть страну, были эвакуированы в безопасные районы.
Перекрыть пролив
Тем временем США призывают Китай убедить Иран не перекрывать Ормузский пролив. По словам американского госсекретаря Марко Рубио, если Тегеран пойдет на такой шаг, это станет для него «еще одной ошибкой» и «экономическим самоубийством». Он добавил, что это привело бы к «масштабной эскалации», на которую вынуждены бы были отреагировать не только США, но и другие страны.
«Я призываю китайское правительство позвонить им по этому поводу, так как они сами сильно зависят от Ормузского пролива в плане [транспортировки] своей нефти», — пояснил он.
Газ и нефть по этому маршруту поставляют Иран, Ирак, Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия. Через пролив проходит свыше 30% СПГ, 15–20% мировой нефти, конденсата и нефтепродуктов.
В Тегеране задумались над закрытием Ормузского пролива после начала израильской военной операции. 22 июня парламент страны поддержал перекрытие водной артерии в ответ на атаки ЦАХАЛ, сообщает телеканал Press TV. Однако окончательное решение по этому вопросу должен принять Высший совет национальной безопасности Ирана.
Ормузский пролив признан большинством государств мира зоной международного судоходства, в которой Конвенция ООН по морскому праву гарантирует безопасность. Но ни США, ни Иран это соглашение так и не ратифицировали.
В сложившейся ситуации Китай не может вступить в военную конфронтацию с США и Израилем. Он может лишь оказывать на них дипломатическое давление в Совете Безопасности ООН. При этом на карту поставлены экономические интересы Пекина.
Влияние Китая на Ближнем Востоке резко выросло после того, как в 2023 году он сумел дипломатическим путем примирить Иран с Саудовской Аравией, однако действия США в настоящее время подрывают престиж КНР в регионе.
Что думают эксперты
Директор центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин в разговоре с «Известиями» отметил, что Иран — один из основных поставщиков нефти для Китая.
— Тегеран — перспективный партнер Пекина в области энергетики. Также между странами активно развивается сотрудничество, в том числе технологическое . Не исключено, что КНР может предпринять шаги, которые помогут Ирану, но не будет действовать напрямую. Китай помог Пакистану создать мощный ВПК, так что Исламабад может быть транзитом для поставок, но никаких радикальных шагов от Пекина ждать не стоит, — считает китаист.
Директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ — Елена Панина уверена, что Китай приложит все усилия, чтобы не допустить падения Ирана.
— В первую очередь потому, что в новой мировой оси противостояния глобальному Западу Иран является существенным звеном, терять которое ни в коем случае нельзя. «Удачно и само собой» сложилось и то, что именно сейчас была открыта прямая ж/д ветка между Ираном и КНР. Военные и прочие грузы уже пошли, и их поток будет только нарастать, — отметила эксперт.
Директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов считает, что у Китая с Ираном «очень давние и тонкие отношения».
— Китай даже в очень сложные годы для Ирана закупал иранскую нефть и во многом поддерживал иранскую экономику. Есть очень много сведений о том, что Китай и Иран разрабатывали целый ряд совместных технологических программ, начиная от иранских автомобилей до микропроцессоров, — считает политолог.
По его словам, КНР всегда поддерживала Иран «как точку своего влияния на Ближнем Востоке».
— Если сейчас иранский режим начнет шататься и будут огромные потери, то Китаю придется сделать очень сложный выбор, — уверен специалист.