Столичные госучреждения — больницы, школы, поликлиники, театры, парки и другие — активно используют Портал поставщиков для закупок товаров и услуг малого объема. Электронная площадка работает как цифровой магазин: контракты заключаются дистанционно, без бумажных документов, с помощью электронной подписи. Спектр приобретаемого широк — от канцелярских принадлежностей до высокотехнологичного медицинского оборудования, программного обеспечения, транспорта и коммунальной техники. Подробнее о том, как работает портал, и кто может представлять на нем свои товары и услуги — в материале «Известий».
Кто может стать поставщиком?
Сегодня на Портале поставщиков представлены более 58 тыс. государственных и муниципальных заказчиков. Что касается бизнеса, то на начало июня 2025 года количество зарегистрированных предпринимателей превысило 375 тыс. — с 2021 года этот показатель вырос на 51%. Ежедневно на площадке заключается около 1,5 тыс. контрактов. Московские заказчики в рамках мини-аукционов могут приобретать товары на сумму до пяти миллионов рублей, а работы и услуги — до трех миллионов рублей.
— В первом квартале 2025 года государственные и муниципальные заказчики провели на Портале поставщиков 136,5 тыс. и закупок малого объема на сумму 25,5 миллиарда рублей. Наибольшей популярностью пользовались образовательные и медицинские услуги, средства связи, оргтехника и электроника. Помимо этого, распространенными оказались запросы на проведение спортивных, туристических и экскурсионных мероприятий, а также на услуги в области связи и информационных технологий«, — сообщил руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Кирилл Пуртов.
Кирилл Пуртов подчеркнул, что более 90% поставщиков на портале — это представители малого и среднего бизнеса. В первом квартале этого года с ними было заключено более 43 тыс. контрактов на общую сумму 10,8 миллиарда рублей, что на 12,5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. При этом стать поставщиком может не только юридическое лицо, город сотрудничает и с индивидуальными предпринимателями, и с самозанятыми. Для начала работы нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись и зарегистрироваться на площадке.
Как зарегистрироваться?
Регистрация на портале бесплатна. Можно сделать это с использованием электронной почты или усиленной квалифицированной электронной подписи. Однако упрощенная регистрация через почту дает доступ лишь для просмотра информации на портале, участвовать в закупках с ее помощью невозможно.
— Чтобы получить полный доступ ко всем возможностям площадки, необходима регистрация с применением УКЭП. Руководители компаний и индивидуальные предприниматели могут получить такую подпись в налоговой службе или у ее доверенных лиц. Самозанятые и частные предприниматели без статуса ИП обращаются за УКЭП в аккредитованные Минцифры центры, — пояснил Кирилл Пуртов.
Если регистрируется компания, первый пользователь автоматически получает права администратора, который может добавлять других сотрудников и настраивать уровень их доступа. После завершения регистрации нужно заполнить информацию о себе или организации. У поставщика есть возможность разместить на портале данные о товарах, услугах и работах — эта информация будет доступна всем пользователям, включая тех, кто зарегистрирован без электронной подписи.
Как начать работу?
Главный шаг для участия в закупках — создание оферты (карточки с предложением конкретного товара, работы или услуги). Сделать это можно двумя способами. Первый — добавить собственную Стандартную Товарную Единицу (СТЕ), если аналогичной позиции еще нет в общедоступном каталоге портала. Второй путь — добавить свое ценовое предложение к уже существующей в каталоге СТЕ.
Администрация портала советует поставщикам сначала проверить наличие подобных предложений в каталоге. Создание новой карточки имеет смысл, если предлагаемый товар, работа или услуга в каталоге отсутствуют. При этом важно учитывать, что новую товарную единицу ждет проверка модератором, которая может потребовать до пяти рабочих дней.
В оферте необходимо детально прописать условия будущего договора. Для товара указываются наименование, количество, цена, условия и сроки доставки. Для услуг и работ требуется определить наименование, состав, стоимость и срок исполнения, а также указать, какую информацию или материалы должен предоставить заказчик, как будет оформлен результат и каким образом произойдет его передача. Максимальный срок действия любой оферты на портале — три месяца с момента публикации. Затем свое предложение можно разместить снова.
Виды закупок на площадке
Портал поставщиков предлагает заказчикам три основных формата проведения закупок малого объема.
Один из них — котировочные сессии (мини-аукционы). В этом формате поставщики конкурируют друг с другом, последовательно снижая начальную цену контракта. Продолжительность таких сессий может составлять три, шесть или двадцать четыре часа. Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену. По статистике, в среднем на один контракт в ходе котировочной сессии претендует семь предпринимателей. За первые три месяца 2025 года на площадке состоялось более 47 тыс. таких процедур.
Отдельно стоит отметить механизм совместных котировочных сессий, доступный московским заказчикам с сентября 2023 года. Он позволяет объединять потребности нескольких учреждений в идентичной продукции, увеличивая объем закупки и привлекая больше поставщиков. Для бизнеса это, в свою очередь, открывает возможность заключать контракты сразу с несколькими заказчиками, получая более крупные заказы.
Второй формат — закупки по потребностям. Здесь заказчик формулирует, какие именно товары, работы или услуги ему необходимы, а поставщики предлагают свои варианты. Организатор закупки выбирает победителя, исходя из наиболее важных для него критериев. Это не обязательно должна быть самая низкая цена, приоритетом могут стать, например, минимальные сроки поставки.
Третий формат — прямая закупка из каталога. Она осуществляется на основе готовых предложений, которые предприниматели самостоятельно размещают на электронной площадке. В этих предложениях поставщики детально прописывают все условия. Если они устраивают заказчика, он заключает контракт напрямую.
Инструменты и возможности для поставщиков
Портал поставщиков привлекает бизнес возможностью участвовать в межрегиональных закупках, цифровизацией и оперативностью сделок. Благодаря онлайн-формату поставщики нередко могут приступить к отгрузке продукции уже в день подписания контракта.
Площадка развивает дополнительные сервисы с помощью искусственного интеллекта: алгоритмы нейросети помогают поставщикам при заполнении карточек товаров, автоматически определяя категорию загруженной продукции по ее изображению.
Еще один инструмент — бот автоматических ставок. Он позволяет поставщикам одновременно участвовать в нескольких котировочных сессиях, экономя время и увеличивая шансы на победу.
— Торговый бот был запущен на Портале поставщиков осенью 2022 года. За время его работы пользователи провели с его применением более 215 тыс. котировочных сессий и заключили контракты на сумму почти 29,4 миллиарда рублей, — отметил Кирилл Пуртов.
Наиболее активно ботом пользовались предприниматели из Москвы и Московской области, заключившие 76% таких контрактов. Также инструмент популярен у поставщиков из Пермского края, Санкт-Петербурга и Псковской области.
Кроме того, на портале есть чат-бот, который находит ответы на самые распространенные вопросы о закупках малого объема и дает инструкции по использованию различных сервисов. В 2024 году чат-бот обработал 64 тыс. обращений, причем среднее время диалоговой сессии по сравнению с 2023 годом сократилось почти вдвое.
Поддержка новых пользователей
Для облегчения старта новичкам на портале доступны различные ресурсы. Это подробные инструкции по работе с функционалом и обучающий раздел — «Школа поставщика».
Она предлагает курсы в формате интерактивных тренажеров, которые знакомят новичков с популярными инструментами ресурса, такими как участие в котировочных сессиях, использование бота автоматических ставок и других сервисов. Курсы также разъясняют, как правильно составлять и подписывать документы, редактировать введенные данные и многое другое. Например, в 2024 году был добавлен курс, помогающий закрепить навыки работы с электронным исполнением контракта и оформлением закрывающих документов в тестовом режиме.
Дополнительную помощь с июня 2025 года оказывает ГБУ «Единая московская служба закупок». Она предоставляет пользователям консультационно-методологическую поддержку, индивидуальное и групповое сопровождение в рамках специального двухдневного курса. Информацию об этом сервисе можно найти в личном кабинете на портале.
За двенадцать лет работы Портал поставщиков утвердился как один из инструментов взаимодействия — своего рода маркетплейс — между государственными заказчиками и бизнесом. Функциональным заказчиком портала является Департамент города Москвы по конкурентной политике, а техническое развитие курирует столичный Департамент информационных технологий.