Израиль заявил, что Иран приблизился к созданию собственного ядерного оружия. Тель-Авив нанес удары по иранским системам ПВО и ядерным объектам в ночь на 13 июня, за два дня до анонсированного шестого раунда переговоров Тегерана и Вашингтона по ядерной сделке, и тем самым спровоцировал очередной виток ирано-израильского конфликта. Что побудило Израиль развязать вооруженное противостояние с Ираном именно сейчас — в разборе «Известий».
Досье «Моссада»
• Израиль ссылается на данные своей разведки, которые показывают, что Иран якобы достиг «точки невозврата» в разработке ядерного оружия. Моссад считает, что тем самым Иран продолжает работу над секретным проектом AMAD, направленном на разработку ядерного оружия. Тегеран официально приостановил работу над этим проектом еще в 2003 году после подписания в Совбезе ООН дополнительного соглашения в рамках договора о нераспространении ядерного оружия, а в 2005 году верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи издал фетву о том, что ислам запрещает использование ядерного вооружения (подробнее о ядерной программе Ирана мы рассказывали здесь).
• В прессе сообщают, что Тель-Авив представил странам-союзникам данные своей разведки спустя некоторое время после начала проведения военной операции «Восстающий лев» на территории Ирана. При этом издание Economist, которое опубликовало версию «Моссада», сообщило, что журналистам не предоставили доступ к оригинальным документам.
• Согласно отчету МАГАТЭ, на 17 мая Иран накопил 408,6 кг урана, обогащенного до 60%. Институт науки и международной безопасности (ISIS) после анализа отчета пришел к выводу, что этого объема достаточно, чтобы произвести 233 кг оружейного урана за три недели на заводе по обогащению топлива в Фордо. Такого объема может хватить на девять ядерных боеголовок.
• Для производства ядерного оружия наличия обогащенного урана недостаточно: требуется еще создание самой боеголовки и механизма подрыва заряда. Предполагается, что Иран мог вести разработки в этом направлении, но разведданные США не подтвердили работу Ирана над созданием ядерного оружия.
Цели Израиля
• В экспертном сообществе полагают, что Израиль решил воспользоваться шансом для переустройства Ближнего Востока в своих интересах. Благодаря посредничеству США с 2020 года мирные соглашения об экономическом и оборонном сотрудничестве с Израилем («Соглашения Авраама») подписали ближневосточные государства ОАЭ, Бахрейн и Марокко. Также Тель-Авив рассчитывал заключить договор с Саудовской Аравией, но Эр-Рияд пошел по пути укрепления отношений с Ираном, чтобы стабилизировать ситуацию на границе с Йеменом, и переговоры сорвались.
• После атаки палестинского движения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года Тель-Авиву удалось ослабить поддерживающие Иран силы — движение ХАМАС в Палестине и «Хезболлу» в Сирии и Южном Ливане. США, главный союзник Израиля, провели атаки на йеменских хуситов. Таким образом, Иран остался практически без военной помощи, а Израилю оказывают поддержку США, Франция и Великобритания.
• Израиль стремится полностью уничтожить ядерные объекты Ирана или, по крайней мере, откатить его научные разработки на десятилетия назад. Поскольку иранские реакторы скрыты глубоко под землей, пока Тель-Авиву не удалось нанести ядерной программе Тегерана серьезный урон. Для того, чтобы разрушить подземные ядерные объекты, Израилю нужны американские тяжелые бомбы GBU, но США пока не дали согласия на их применение, взяв двухнедельную паузу на раздумья.
• Израиль может быть заинтересован в смене режима в Иране. В еврейском государстве не раз говорило о возможности убийства верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. При этом смена власти изнутри практически исключена, поскольку население Ирана сплотилось против военной агрессии Израиля, а альтернативы правящему режиму в стране нет. Самый известный представитель оппозиции — наследный принц Ирана Реза Пехлеви — уже 45 лет проживает за рубежом и несколько раз организовывал встречи с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху, что многие иранцы расценивают как предательство.
Участие США в конфликте
• Израиль заинтересован в том, чтобы США были активнее вовлечены в ближневосточный конфликт. Это обеспечило бы Израилю постоянную военную помощь и санкционировало рискованные военные операции на территории Ирана, которые сложно осуществить без американской поддержки. Сейчас США обеспечивают Израилю военную помощь и помогают отражать иранские атаки, но избегают прямого участия в конфликте.
• Поддержка Израиля в американском обществе заметно ослабла, а в конгрессе и даже среди республиканцев нет единства по поводу продолжения поддержки Тель-Авива. В американской прессе популярна идея, что Израиль должен разрешить конфликт в одиночку, не дожидаясь участия США, и использовать собственные проникающие бомбы, пусть и менее эффективные, для уничтожения иранских ядерных объектов.
• США не заинтересованы в смене иранского режима. Военные интервенции американских вооруженных сил в Ливии, Сирии и Ираке показали, что попытка смены власти извне приводит к длительной дестабилизации в регионе и активизации радикальных антизападных движений, с которыми будет гораздо сложнее договориться, чем с режимом аятоллы Хаменеи.
При подготовке материала «Известия» беседовали и учитывали мнения:
члена РСМД Андрея Кортунова;заведующего отделом Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Виктора Смирнова;старшего научного сотрудника Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимира Сажина;программного менеджера (РСМД) Ивана Бочарова;политолога Георгия Асатряна;американиста Малека Дудакова.