«Снижение ставки — правильный посыл рынку для инвестиций»

Министр правительства Москвы Анатолий Гарбузов — о промышленном росте, направлениях экспорта и трендах в инвестициях

В беседе с корреспондентом «Известий» на полях ПМЭФ министр правительства Москвы, руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Анатолий Гарбузов рассказал о том, какие отрасли промышленности активнее всего развиваются в столице и какие бизнесы больше всего интересуют инвесторов.

— Какова на сегодняшний день структура столичной экономики?

— Структура экономики города диверсифицирована и готова к вызовам и рискам, которые наши, так называемые, партнеры нам предлагают из-за рубежа. Мы внимательно следим за развитием всех секторов экономики. Безусловно, особое внимание уделяется инвестициям в основной капитал и промышленному производству. Промышленность в Москве сегодня — это более 4500 высокотехнологичных предприятий. Развитию производства мы уделяем особое внимание, и результаты этой работы заметны — индекс промышленного производства в столице стабильно растет В прошлом году рост обрабатывающих отраслей составил 17 ,8 % год к году.

— Как, по-вашему, будет далее идти развитие в течение этого года?

— Уверен, что темпы роста сохранятся. И не только из-за мер поддержки, которые предоставляет предпринимателям правительство города — на данный момент их более 20 .Продолжается активный рост инвестиций в основной капитал, создаются новые промышленные производства.

— Высокая ставка не мешает притоку инвестиций?

— На сегодняшний день ставка снижается, и это правильный посыл рынку для инвестиций, движение в верном направлении. Вместе с тем, конечно, высокие ставки и кредитные риски остаются для производственников, и вообще для предпринимателей, одним из главных вызовов. И именно поэтому город оказывает бизнесу финансовую поддержку. В 2022 году к классическим льготным займам для производственников мы добавили программу компенсации процентов по кредитам. Это значит, что промышленникам и инвесторам, желающим создать на территории города производственную инфраструктуру, мы компенсируем часть процентов на протяжении всего инвестиционного цикла. Раньше компенсация предлагалась на три года, сейчас Сергей Собянин принял решение увеличить этот срок до пяти лет. На это время мы берем на себя риски роста процентной ставки, позволяя бизнесу стабильно инвестировать в создание своего производства.

— В каких отраслях реального сектора больше всего заметен рост?

— Микроэлектроника, фармацевтика, электроавтомобилестроение, пищевая отрасль. Важный фактор для роста высокотехнологичных производств — то, что в Москве сосредоточены лучшие вузы страны, здесь развито среднее профессиональное образование, колледжи. Таким образом, инвестировать и создавать на территории города промышленное производство выгодно и удобно, потому что квалифицированные кадры — вот они, рядом. Это важно для создания продукции с высокой добавленной стоимостью, которая не уступает мировым аналогам.

— Такая высокотехнологичная отрасль, как радиоэлектроника, долгие годы опиралась на импорт. Удалось ли что-то сделать в этом направлении?

— Производство радиоэлектроники растет. В 2024 году выручка московских предприятий отрасли составила 959 миллиардов рублей, это огромные цифры. Московская электроника активно экспортируется. Успеха удалось добиться за счет того, что мы правильно определили ниши, где можем стать мировыми лидерами, сосредоточившись на абсолютно новых направлениях. Одно из них, к примеру, — фотонные интегральные микросхемы, важная составляющая электронной продукции. Московские предприятия активно производят и эти, и другие продукты, более того, компаний в этой сфере становится больше. А значит, эта сфера для частных инвесторов интересна.

— Иностранные инвестиции приходят?

— Да, мы можем предоставить соответствующие меры поддержки и, главное, гарантии от города, которые привлекают иностранных инвесторов. Москва- это самый надежный партнер во всех инвестиционных проектах. Поэтому инвесторы, в том числе иностранные, активно смотрят на определенные рынки. Безусловно, направление производств, которое можно создать на территории города с иностранным участием, ограничено, но есть ниши, которые до сих пор развиваются с помощью иностранных инвестиций.

— Как удается выводить продукцию на внешние рынки?

— Экспорт растёт за счёт того, что мы разрабатываем для компаний производственные стратегии вывода их продуктов на внешние рынки. Так, в пищевой отрасли очень сложно найти конкурентов нашим кондитерским концернам, которые поставляют шоколад по всему миру. Москва экспортирует то, в чем реально может быть мировым лидером. Разработки предприятий также ориентированы на захват новых рынков.

— Какие рынки наиболее интересны столичным предприятиям?

— Рынки микроэлектроники, фармацевтики — словом, высокотехнологичные рынки. Здесь мы видим точки роста и считаем, что готовы к выходу на эти рынки. У нас есть в этих сферах продукция, которая не уступает зарубежным аналогам. Я понимаю, что сложно конкурировать с теми компаниями, которые выпускают миллионы и миллиарды различных наименований микросиловой электроники, но при этом в определенных узких сегментах мы являемся признанными мировыми лидерами. Мы микроэлектронику и радиоэлектронику активно экспортируем даже в Китай.

— Насколько регионы следуют за Москвой в развитии стратегий поддержки производств?

— Регионы сегодня тоже проводят очень активную политику в данной области. Мы видим это по рейтингам — и по результатам, ведь если раньше привлекать инвесторов именно к нам, в Москву, было просто, то сейчас мы каждый день ищем, где улучшить, что сделать лучше для инвесторов, где сократить сроки, где ослабить давление контрольно-надзорных функций.

— То есть внутренняя конкуренция с регионами существует?

— Абсолютно точно существует, но ведь конкуренция — это двигатель прогресса. Если мы не будем постоянно чувствовать, что другие регионы также настроены на развитие промышленности, на привлечение частных инвестиций, нам сложно будет развивать свою нишу. При этом конкуренция у нас очень здоровая. К примеру, мы с некоторыми регионами заключаем межрегиональные оффсетные контракты, в рамках которых московские организации закупают у производственника из другого региона определенную продукцию, закупка которой нам выгодна. Допустим, мы же не будем в Москве организовывать производство щебня. Лучше отдать эту задачу тем, кто сможет профессионально это сделать, поставить по выгодным ценам с определенной скидкой, с дисконтом на торгах нашим московским предприятиям, соблюдая требования к качеству. Межрегиональный офсет — это отличный действенный инструмент коллаборации с регионами.

— Частный инвестор в Москве — кто он?

— На самом деле определённого собирательного образа нет. В Москве созданы условия, при которых инвестировать в производство и начать своё дело могут и крупные, и средние, и мелкие компании. Для стартапов у нас есть различные технопарки, для средних компаний — промышленные площади. И конечно мы предоставляем земельные участки для крупных конгломератов. Это предприятия, которые инвестируют по всей России, и, конечно, создают своё производство в Москве.

— Еще сравнительно недавно в Москве наблюдался невероятный строительный бум, но с началом пандемии все затихло. Что происходит сейчас?

— В Москве строительство набирает обороты. Мы уже не вспоминаем пандемийные годы. Если говорить о востребованности промышленных объектов, то в особой экономической зоне «Технополис Москва» почти нет свободным площадей. Так что, думаю, строителям не приходится жаловаться. Наоборот, все стремятся строить именно здесь. Другое дело, что земли в столице ограниченное количество, поэтому мы применяем абсолютно новые технологии быстрого комбинированного строительства для того, чтобы быстрее вводить площади, чтобы компании могли размещаться на этих площадях, начинать работу.