«Доля малого бизнеса в экономике достигла рекордных 21,7%»

Гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич — об изменении роли небольших предприятий, новых мерах поддержки и высокой ключевой
Евгений Грачев, Петр Марченко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России достигла рекордных 21,7%, превысив показатель нефтегазового сектора (16%). Об этом на ПМЭФ «Известиям» заявил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич. По его словам, малый бизнес перестал быть «малым» в традиционном понимании — например, около 75% патентов на научные разработки теперь принадлежат небольшим компаниям. О том, как эта категория бизнеса превратилась в один из основных драйверов экономики, — в эксклюзивном интервью Александра Исаевича.

«До 2030 года на развитие МСП планируется направить 5 трлн рублей»

— Ключевая ставка в размере 21% держалась с осени 2024 года по июнь нынешнего, но даже после снижения она находится на высоком уровне. Скажите, как в целом такая жесткая денежно-кредитная политика повлияла на бизнес и деловую активность малого и среднего бизнеса.

— Жесткая денежно-кредитная политика влияет на малый и средний бизнес по двум направлениям. Во-первых, компании, которые уже привлекли заемные средства, вынуждены корректировать финансовые модели и искать альтернативные источники финансирования. Второй момент — ключевая ставка напрямую влияет на льготные программы для МСП, поэтому темпы кредитования также сократились.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Государство старается смягчить ситуацию через субсидирование процентных ставок и гарантийные механизмы, но проблемы сохраняются. Особенно это касается бизнеса, где преобладают небольшие обороты — чаще всего до 10 млн рублей.

В силу того что банки начали закручивать гайки, а также в условиях роста отказов в кредитовании у малого бизнеса возрастает спрос на альтернативные инструменты финансирования, в том числе «зонтичные» поручительства Корпорации МСП. Этот механизм позволяет нам взять на себя риски за предпринимателей и обеспечить им доступ к заемным деньгам.

За 2025 год объем привлеченных средств с господдержкой уже превысил 240 млрд рублей, что на 30% больше показателя прошлого года. Понятно, что ставки даже по льготной программе остаются достаточно высокие — они рассчитываются по формуле «ключевая минус 3,5%». Но мы исходим из того, что ключевая ставка будет постепенно снижаться.

— Как еще сейчас государство поддерживает бизнес, в том числе через корпорации развития?

— Для технологических отраслей, включая станкостроение и робототехнику, Корпорация МСП вместе с профильными министерствами запустила специальные отраслевые программы поддержки. Также мы сохранили низкие ставки на лизинг промышленного оборудования — 6% для российского и 8% для зарубежного. Совместно с ВЭБ.РФ запустили программу совместных «зонтичных» поручительств для МСП в сфере городской экономики объемом 50 млрд рублей (по 25 млрд от каждого института развития). Она позволит предпринимателям привлечь до конца 2025 года 100 млрд рублей.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Расширяется программа поддержки субъектов, где мы объединяем возможности корпорации и региональных гарантийных организаций для повышения доступности кредитования бизнеса. Особое внимание уделено ветеранам СВО, занимающимся предпринимательской деятельностью.

— Как бизнес относится к июньскому снижению ключевой?

— Что касается недавнего снижения ключевой ставки, то существенных изменений ситуации пока не наблюдается — перечисленные льготные меры остаются основным инструментом поддержки деловой активности.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Судя по всему, высокая процентная ставка останется с нами надолго. Даже если инфляция достигнет целевых 4%, вряд ли ключевая быстро вернется к прежним 8–9%. Планируете ли вы заранее масштабировать льготные программы, расширять их или адаптировать под новые условия? Ведь ваш институт, по сути, берет на себя роль регулятора: с одной стороны, помогает бизнесу выживать, а с другой — направляет его развитие в русло государственных интересов.

— Развитие платформенной экономики создает новые возможности, требующие адаптивности как от малого и среднего бизнеса, так и от наших инструментов поддержки.

Основные запросы бизнеса сводятся к двум ключевым аспектам: доступ к финансированию и сбыт продукции. Без их решения любая поддержка превращается в долговую нагрузку, а не в реальную пользу для экономики.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В части сбыта анализ данных показывает значительные изменения в структуре закупок госкомпаний у МСП — 46% от общего объема приходится на реальный сектор. При этом формируется четкая экосистема, где производственные компании соседствуют с торговыми организациями, которые реализуют эту продукцию, и сервисными предприятиями, которые в целом делают нашу жизнь лучше.

Что касается финансирования, то до 2030 года на развитие МСП планируется направить 5 трлн рублей, из которых 2,5 трлн получат предприниматели из приоритетных отраслей, формирующие экономику предложения.

«В гостиничном бизнесе три из пяти новых номеров открывают МСП»

— Президент России поставил цель по обеспечению реального роста дохода на одного работника субъекта МСП на 20% выше, чем рост ВВП. Скажите, насколько бизнес близок к этим показателям. Какова сейчас динамика доходов сектора и его доля в ВВП страны?

— Качественный рост предпринимательства стал ключевым приоритетом при сохранении положительной количественной динамики. Доля малого бизнеса в экономике достигла рекордных 21,7% и превысила показатель нефтегазового сектора (16%).

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— То есть мы приближаемся к западным стандартам. В Германии уже 46%, верно?

— В Японии еще больше, но ведь там и структура экономики другая — там не так преобладает нефтегазовый сектор.

Наблюдается устойчивое развитие по трем ключевым показателям. Увеличивается средний возраст компаний МСП с почти семи лет (это было пять лет назад) до семи с половиной. Также растет число компаний, перешедших внутри сегмента МСП в более высокую категорию бизнеса — за прошедший год мы зафиксировали 38 тыс. таких переходов, это плюс 30% по сравнению с предыдущим периодом. Также есть структурные изменения по отраслям: в IT-секторе каждый третий сайт в стране создается малым и средним бизнесом, в гостиничном бизнесе три из пяти новых номеров открывают МСП, два из трех производителей беспилотников — это тоже МСП.

Сейчас малый и средний бизнес — это не только торговля, как считалось раньше. Около 75% патентов на научные разработки принадлежат именно МСП.

Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

В обрабатывающей промышленности сегодня зарегистрировано 450 тыс. субъектов МСП, прирост за год составил 10 тыс. предприятий. Для них совместно с Минпромторгом запущена уникальная программа поддержки станкостроения и робототехники. В рамках программы льготного кредитования малых технологических компаний, которую мы реализуем с Минэкономразвития, отобрано около 400 предприятий. Из них лишь треть ранее взаимодействовала с государством. Примечательно, что более 90% участников программы относятся к МСП.

— Ощущение какой-то вот катастрофы, что всё у нас здесь умирает, оно исчезает абсолютно. Рост гораздо более бурный, чем даже предполагалось.

— Мы прогнозировали определенные результаты, но ключевое значение имеет не это. Главное — предприниматели получили новые возможности и грамотно ими воспользовались при поддержке государства. Сохраняется высокое качество продукции и услуг, вопреки опасениям о возможном снижении конкуренции. Малый бизнес демонстрирует способность предлагать качественные решения, что отмечают и крупные компании-заказчики, и финансовые институты.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Сегодня можно констатировать: малый бизнес перестал быть «малым» в традиционном понимании. Он стал надежным партнером государства даже в сложных технологических процессах, подтверждая свою значимость в экономике.