Дембельский альбом стал товарным знаком

Компания «Воен-сервис XXI» стремится монополизировать сервис по печати и распространению традиционных армейских альбомов
Владимир Зыков, Алексей Рамм
Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

Компания «Воен-сервис XXI» получила права на на товарные знаки «ДМБ альбом» и «ДМБ альбом аттестат мужской зрелости». Кроме этого, «Воен-сервис XXI» стремится застолбить право на бренд «Дембельский альбом». Компания, созданная при участии бывших военных, намерена монополизировать рынок объемом приблизительно 300 млн рублей.

По данным из реестра Федеральной службы по интеллектуальной собственности, в июне и сентябре 2016 года «Воен-сервис XXI» зарегистрировал права на товарный знак «ДМБ альбом» и «ДМБ альбом аттестат мужской зрелости» по четырем классам международной классификации товаров и услуг (МКТУ): 9 (компакт-диски, цифровые фоторамки), 16 (альбомы, издания печатные, календари, материалы графические печатные и т.д.), 41 (публикации с помощью настольных электронных издательских систем; фотографирование; фоторепортажи ) и 42 (дизайн художественный).

Ежегодно в армию идут служить порядка 300 тыс. призывников, и почти каждый из них хочет перед увольнением получить альбом с памятными фотографиями о службе. Отпечатанный в типографии дембельский альбом стоит в гарнизонных магазинах порядка 1000 рублей. То есть речь идет о рынке емкостью примерно 300 млн рублей в год.

Согласно данным Whois, компании ЗАО «Воин-Сервис XXI» принадлежит несколько доменных имен, среди них сайт pochta-polevaya.ru. На этом сайте военнослужащим предлагается зарегистрировать себе электронную «Полевую почту» на домене pmail.ru, а также заказать изготовление дембельского альбома через домен dmb-album.ru.

В разделе «Полевой совет» сайта pochta-polevaya.ru есть состав кураторов проекта. Среди них множество бывших высокопоставленных офицеров: Владимир Бакин — генерал армии и бывший командующий войсками Московского военного округа (с 2005 по 2009 год он командовал парадами на Красной площади), генерал-майор юстиции в отставке Александр Сирык, полковник Андрей Доронин — бывший заместитель Бакина по воспитательной работе и другие. Возглавляет компанию «Воин-Сервис XXI» полковник Сергей Слипченко — он от общения с «Известиями» отказался.

«Воин-Сервис XXI» явно стремится расширить свой портфель брендов, чтобы не оставить лазеек конкурентам. Так, обнаружив, что товарный знак «Дембельский альбом» уже зарегистрирован по 16-му и 9-му классам международной классификации товаров и услуг «Корпорацией «Новые технологии», юристы «Воин-Сервис XXI» через арбитражный суд оспорили права на эту марку на основании «неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации» (это позволяет сделать пункт 1 статьи 1486 Гражданского кодекса РФ). Выиграв суд в 2015 году, «Воин-Сервис XXI» сразу же попытался зарегистрировать этот товарный знак, но получил отказ, причины которого неизвестны.

Согласно данным ЕГРЮЛ, ЗАО «Воин-Сервис XXI» было учреждено в 2010 году. В числе учредителей Жанна Королева, Мусса Магамадов, Ольга Слипченко, Сергей Слипченко и Александр Шарапов.

Дембельские альбомы — не единственное направление бизнеса учредителей «Воин-Сервис XXI». Те же лица, которые названы на сайте pochta-polevaya.ru кураторами проекта и выступают учредителями компании, задействованы в бизнесе по снабжению призывников SIM-картами в рамках «Общественного проекта «Позвони маме».

По словам военного публициста Владислава Шурыгина, дембельский альбом лежит в основе отечественных неписаных армейских традиций.

— Если раньше военнослужащие делали себе дембельский альбом собственными силами, то сейчас большинство предпочитают заказывать готовые, отпечатанные в типографии, — рассказал Владислав Шурыгин. — Конечно, останутся те, кто захочет делать дембельские альбомы своими руками, но таких немного. Тот, кому удастся монополизировать этот рынок, получит стабильный источник дохода на долгие годы.

По словам директора Центра стратегической конъюнктуры Ивана Коновалова, во многих странах мира, в частности в США и Великобритании, принято использовать сложившиеся военные символы и традиции как способ заработка.

— Во время войны во Вьетнаме черные и красные береты в армии США являлись неформальным признаком «рейнджеров» и десантников. Но после войны несколько фирм запатентовали и освоили их выпуск для гражданского рынка. Также было и с жетонами-«смертниками», которые выдаются западным военным. Еще в 1960-е годы несколько фирм запатентовали их под брендом Dog-Tag — так неформально жетоны называют американские и английские военные. И начали их массово продавать в качестве своеобразных милитари-украшений, — рассказал Иван Коновалов. — Уже в наше время в вооруженных силах США и Великобритании получили распространение неофициальные браслеты из тонкого металла, где указывается необходимая для медиков в случае ранения информация. Но сейчас несколько фирм в разных странах также запатентовали подобные браслеты под разными брендами и продают их для всех желающих.