Мошенники стали чаще брать в аренду чужие аккаунты в мессенджерах для схем обмана, рассказали в МВД. Профили они обычно «покупают» у школьников, студентов или пенсионеров, которые ищут легкие подработки в интернете. Однако заработанные деньги — от 500 до нескольких тысяч рублей — обычно оборачиваются для владельца неприятностями в виде блокировки номера, потери доверия близких и даже уголовных дел. «Известия» выяснили, зачем преступникам чужие аккаунты и как можно пострадать при их сдаче.
Номер в аренду
Мошенники стали чаще брать в аренду чужие аккаунты в мессенджерах для обмана россиян. Об этом предупредили в МВД, отметив, что при обнаружении схемы такие номера блокируются
— Call-центры иностранных преступников всё чаще арендуют аккаунты для звонков жителям России за денежное вознаграждение. Для предотвращения этого МВД совместно с заинтересованными ведомствами приступило к реализации мероприятий по приостановлению оказания услуг связи владельцам номеров, которые используются в противоправных целях, — рассказала официальный представитель МВД Ирина Волк.
Эксперты по кибербезопасности называют блокировку номеров верхушкой айсберга опасной тенденции. Предложение легко заработать, сдав свой номер телефона или аккаунт в соцсетях и мессенджерах только кажется безобидным — особенно для детей, подростков и пенсионеров, которые не понимают, что делают.
— За этим стоит целая индустрия дистанционного мошенничества, где владелец аккаунта из «арендодателя» превращается в первую жертву и соучастника преступлений, зачастую уголовных, — отмечает ведущий менеджер по работе с образовательными организациями компании «Киберпротект» Саркис Шмавонян.
Потому в лучшем случае, отмечает он, человек просто лишится номера. А в худшем — понесет ответственность, вплоть до лишения свободы и крупных штрафов.
Зачем мошенники берут в аренду чужие аккаунты?
Как объясняет «Известиям» руководитель группы защиты инфраструктурных IT-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин, мошенникам выгоднее арендовать аккаунты, чем создавать свои, по нескольким причинам. Во-первых, их не нужно «прогревать» — уже есть список контактов для обмана. Во-вторых, такой профиль легко пройдет проверку у антифрод-систем, потому что с него много лет пишут сообщения, звонят и совершают покупки. А в-третьих, преступнику не нужно оставлять никаких своих данных.
— Использование таких аккаунтов позволяет избежать идентификации. Регистрация собственных учетных записей связана с подтверждением номера телефона и фиксацией IP-адреса, что облегчает установление личности. Передача аккаунта третьим лицам обеспечивает анонимность, затрудняет работу следственных органов. Для многих мошенников это — ключевой фактор при построении схем, — поясняет адвокат Шон Бетрозов.
Чаще всего, рассказывает Полунин, мошенники покупают аккаунты в тех же мессенджерах и соцсетях. Платят, как правило, немного — от 500 рублей до нескольких тысяч, в зависимости от «возраста» и активности аккаунта. Однако сумма всё равно небольшая, особенно учитывая риски, поэтому такие предложения привлекают только определенную аудиторию — безработных, школьников и студентов.
— Часто они ищут жертв в группах с подработками, при этом маскируются под легальность. Например, предлагают «работу оператором», «проверку сервисов», «поиск аккаунтов для рекламы и продвижения». Это создает ложное ощущение законности и простоты, — добавляет эксперт «Киберпротекта» Саркис Шмавонян.
По его словам, иногда вместе с номерами телефонов преступники арендуют и банковские счета людей — за это тоже платят немного, до нескольких тысяч рублей. Такие суммы ничтожны по сравнению с ущербом, который наносится жертвам мошенничества (речь идет о миллионах рублей) и последствиями для самого «арендодателя». Это сознательная тактика — предложить достаточно, чтобы соблазнить жертву на «сделку», но при этом — ничтожно мало в масштабах возможной прибыли от преступной схемы.
Как мошенники используют арендованные номера?
Арендованные номера и аккаунты могут использоваться для разных сценариев — от рекламы преступных сообществ и создания ботов до обналичивания краденых денег или даже прямого мошенничества от имени владельца аккаунта, говорит Сергей Полунин.
Его коллега, эксперт Саркис Шмавонян разделяет преступные сценарии на несколько групп:
Фишинг — основное применение. Арендованный аккаунт — это легитимный канал связи, через который гораздо легче выманить конфиденциальную информацию (пароли, CVV) или напугать жертву, к примеру, из списка контактов хозяина, для перевода денег.Запуск вредоносных программ. Под предлогом «техподдержки» или «проверки безопасности» жертву могут уговорить установить программу удаленного доступа (типа AnyDesk, TeamViewer) или троян, который уже напрямую похитит деньги или данные.Создание сетей доверия. Сообщения с «нормальных» аккаунтов используются для вовлечения новых жертв в другие схемы (финансовые пирамиды, «инвестиции») или для распространения мошеннических предложений среди контактов владельца аккаунта, пользующихся его доверием.— При звонках жертвам преступники используют всё те же легенды с представлениями сотрудниками службы безопасности банка, Следственного комитета или полиции, когда человеку сообщают о несанкционированных операциях и предлагают «обезопасить» сбережения. Все контакты с потерпевшим ведутся через аккаунт, не принадлежащий преступнику, — поясняет адвокат Шон Бетрозов.
Также, добавляет он, преступники могут создавать фиктивные интернет-магазины и торговые площадки — и «продавать» товары с чужого аккаунта, а потом получать деньги и пропадать. Либо регистрироваться на криптобиржах, в сервисах обмена цифровых активов и электронных платежных системах. Через них осуществляются транзакции с целью обналичивания, легализации средств, вывода за рубеж. В этих случаях владелец аккаунта становится частью преступной схемы вне зависимости от уровня информированности.
Чем грозит сдача в аренду своего номера или аккаунта
Сдача номера телефона в аренду может нести для человека множество рисков — от личных до репутационных или даже уголовных. В первую очередь, как отмечали в МВД, это блокировка номера — и это не просто потеря связи.
— Номер телефона — ключ к цифровой жизни: банковские приложения, соцсети, мессенджеры, «Госуслуги», рабочие аккаунты. Для человека будут заблокированы возможности по подтверждению операций, в том числе восстановления доступа. Восстановление — долгий, сложный, а иногда и невозможный процесс, особенно если номер был привязан ко множеству критичных сервисов, — говорит Саркис Шмавонян.
Кроме того, добавляет он, человек может потерять доверие своих близких и знакомых — если их обманули от его имени. А также деньги со своих счетов, если мошенники, получившие доступ к номеру, перехватили СМС-коды и добрались до онлайн-банка или электронных счетов.
Также передача доступа к своим средствам связи может быть квалифицирована как соучастие в мошенничестве (ст. 159 УК РФ). Доказать полную неосведомленность на практике крайне сложно. Суды всё чаще встают на позицию «незнание не освобождает от ответственности», особенно если было получено вознаграждение. Возможна и статья 174.1 УК РФ («Легализация денежных средств, добытых преступным путем»), если через привязанные к номеру телефона аккаунты совершаются действия по отмыванию денежных средств, ухода от уплаты налогов, а также иные финансовые операции с украденными денежными средствами
— Если использовались фальшивые документы, применима статья 327 УК РФ. В случае получения доступа к чужой информации без разрешения может быть вменена статья 272 УК РФ. Корыстный мотив — например, если передача аккаунта осуществлялась за плату, — суд расценивает как отягчающее обстоятельство, — рассказывает адвокат Шон Бетрозов.
При этом, добавляет он, владелец аккаунта может понести не только уголовную, но и гражданско-правовую ответственность. Потерпевшие вправе требовать возмещения ущерба, если будет установлена связь между действиями владельца и наступившими последствиями. Кроме того, большинство онлайн-сервисов предусматривают удаление или безвозвратную блокировку аккаунта в случае нарушения пользовательского соглашения.
Способы защиты
Для того чтобы защититься от участия в подобных схемах, эксперты «Известий» рекомендуют не соглашаться на сомнительные подработки в соцсетях и мессенджерах — какими бы безобидными они не казались.
— Любое предложение, связанное с передачей доступа к вашему номеру, аккаунту, сим-карте за деньги, — стопроцентное мошенничество. Точно так же, как и отдать незнакомцу паспорт за вознаграждение, — говорит Саркис Шмавонян. — Ведь по сути номер — это не просто средство связи, а ваш цифровой паспорт, привязанный к важным аспектам жизни. По закону все аккаунты, активированные на конкретный номер телефона, принадлежат владельцу номера телефона, он несет полную ответственность за размещенные там данные. А значит, защита номера телефона и аккаунтов — его прямая ответственность.
Кроме того, добавляет он, важно рассказать об опасности таких «подработок» близким — особенно, детям и пожилым людям, которые чаще соглашаются на заманчивые предложения в Сети. Стоит научить их не доверять незнакомцам, не отвечать на сообщения, не переходить по ссылкам и не раскрывать никакие личные данные.
И, наконец, важно соблюдать меры технической гигиены — и научить этому старших и младших родственников.
Использовать везде двухфакторную аутентификацию не по СМС, а через специализированные приложения («Яндекс Ключ», Google Authenticator). Это лишает мошенников возможности перехватить код через ваш же номер;Блокировать любого, кто приходит с подобным «предложением». Сообщать о нем оператору связи, в МВД (через официальный сайт) и в администрации платформы, где получили предложение (ВК, Telegram и т.д.).При взломе учетной записи адвокат Шон Бетрозов советует зафиксировать факт обращения в техническую поддержку или в органы внутренних дел. Это пригодится в случае, если аккаунт будет использован без ведома владельца.
— Особое внимание следует уделять сим-картам — в случае утери телефона нужно обращаться к оператору связи для блокировки номера. Учетные записи, зарегистрированные на телефон, который физически находится у другого лица, — серьезный фактор риска, особенно если аккаунт связан с финансовыми операциями, — заключает собеседник «Известий».