Ввоз и не там: оборот КНР и США рухнул на 20% в апреле из-за торговых войн

Это первые результаты масштабного экономического противостояния — что будет дальше, если пошлины снимут с паузы
Ольга Анасьева
Фото: Global Look Press/Cfoto

Товарооборот США и Китая рухнул на 20% из-за торговых войн — в апреле 2025-го он составил $45,6 млрд, выяснили «Известия». Это первые результаты экономического противостояния между государствами. КНР — единственная страна, повышенные тарифы против которой проработали месяц: они начали действовать 10 апреля, а на паузу их поставили лишь 14 мая. При этом Трамп уже заявил, что американской экономике «не выжить» без пошлин — вероятно, после трехмесячного перерыва ограничения всё же в какой-то степени восстановят. Что это будет значить для мировой торговли, для цен на нефть и, как следствие, для России — в материале «Известий».

Товарооборот Америки и Китая в апреле 2025-го

Взаимный товарооборот Китая и Соединенных Штатов в апреле упал почти на 20% — до $45,6 млрд. Это следует из данных китайской таможни, которые изучили «Известия». Для сравнения, годом ранее этот показатель составлял около $56,4 млрд.

Фото: Global Look Press/Fernando Gutierrez-Juarez

США еще с февраля ввели пошлины в 10% на всю китайскую продукцию. В ответ на это Пекин установил тарифы в 15% на уголь и СПГ и 10% на нефть и сельхозоборудование. Однако по-настоящему масштабное противостояние началось весной. 2 апреля Трамп объявил о тарифах против 185 стран, в том числе против КНР — 34%. Если на остальные государства практически сразу распространилось сначала 30-дневное, а потом 90-дневная пауза по применению мер, то с КНР ситуация, наоборот, усугублялась.

Затем страны несколько раз повышали ставки, и в итоге пошлины против Пекина выросли до 145%, а против Вашингтона — до 125%. В этих условиях страны решили пойти на диалог. В результате сторонам удалось договориться и снизить тарифы на 90 дней с 14 мая. Так, Вашингтон сократил сборы до 30%, а Пекин — до 10%.

Тем временем недовольство экономическими войнами назревает внутри самих США. В конце мая Торговый суд страны постановил, что президент Трамп превысил свои полномочия, и постановил заблокировать введение пошлин. Однако позже апелляционная инстанция восстановила их.

А американский лидер продолжает заявлять о преимуществах для государства от тарифов. По его словам, Америка может стать «заложником других стран», она не имеет шансов на «экономическое выживание» без возможности быстро вводить ответные пошлины на импорт.

Фото: Global Look Press/gr4

То есть по окончании 90-дневного периода Белый дом, вероятно, вернется к своей жесткой риторике, полагает доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Г.В. Плеханова Павел Севостьянов. Он добавил: торговая конфронтация — часть политического капитала Дональда Трампа, он не сможет полностью отменить тарифы, потому что использует их как инструмент давления.

Как изменится товарооборот между КНР и США в 2025 году

Апрельские результаты товарооборота между Китаем и США важны, поскольку они позволяют сделать вывод и построить прогнозы о рисках дальнейшего противостояния между державами.

— Снижение товарооборота между США и Китаем на $10,8 млрд в апреле — довольно тревожный сигнал. Временное ослабление пошлин может оказать лишь ограниченный эффект — за три месяца импортеры не успеют оперативно перестроить логистику и контракты, — отметил Павел Севостьянов.

Сокращение взаимной торговли на 20% — еще мягкая реакция на те жесткие меры, которые предприняли в отношении друг друга администрации обоих государств, полагает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Однако если ситуация усугубится, двусторонняя торговля рискует просесть гораздо сильнее, считает она.

Фото: Global Look Press/Christian Ohde

С учетом всех пауз по итогам 2025 года объем товарооборота между КНР и США может снизиться примерно на 15–20% — если стороны в итоге оставят тарифы на уровне 30% и 10% соответственно, ожидает макроэкономист Freedom Finance Global Юрий Ичкитидзе. Тогда взаимная торговля составит около $550–600 млрд против $688 млрд годом ранее. Однако в случае радикального роста пошлин торговля может просесть и в 1,5 раза — до $450–460 млрд, полагает эксперт.

Доля американо-китайского товарооборота в мировой торговле составляет порядка 3%, отметил старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли Института прикладных экономических исследований Президентской академии Княз Багдасарян. При этом объем мировой торговли товарами, по данным ВТО, в 2024 году составил $24,4 трлн.

В таком случае из-за нового витка торговых войн — не только между КНР и США, но и между Штатами и другими странами — мировая торговля рискует сократиться на 10–15%, полагает независимый эксперт Андрей Бархота.

Как торговые войны могут отразиться на экономике России

На Россию торговое противостояние между США и Китаем будет влиять неоднозначно. Сокращение двусторонней торговли может ослабить промышленный спрос в КНР, который выступает крупнейшим потребителем сырья и нефтепродуктов из нашей страны, уточнил аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко. Снижение товарооборота с США в апреле на $10 млрд — сигнал возможного охлаждения китайской экономики. Это может снизить спрос на нефть, давя на мировые цены.

Хотя к началу июня котировки Brent и отыграли часть потерь (3 июня она торгуется по $65 за баррель), в целом с начала года энергоресурсы подешевели на четверть. Из-за этого Минфин уже втрое повысил прогноз по дефициту бюджета, до 3,8 трлн рублей.

По словам Павла Севостьянова из РЭУ им. Г.В. Плеханова, цены на нефть в краткосрочной перспективе могут просесть еще на $2–3 за баррель из-за неопределенности. Но если Китай активизирует внутреннее стимулирование, это частично поддержит рынок.

С другой стороны, КНР потребуется диверсифицировать поставки своей продукции за рубеж — и здесь Россия получает широкое окно возможностей, напомнил эксперт. Как он пояснил, через Казахстан и порты Дальнего Востока уже растет экспорт — например, в I квартале 2025 года поставки выросли на 8% по сравнению с 2024-м. На этом фоне наша страна может укрепить свои позиции на восточном направлении.