Атомная синергия: Россия, КНР и Иран могут вновь обсудить ядерную проблематику

РФ также готова помочь Тегерану в договоренностях с США
Альберт Калашян, Анастасия Костина
Фото: Getty Images/Anadolu

Россия, Китай и Иран могут снова встретиться на уровне заместителей министров иностранных дел по ядерной проблематике, заявил «Известиям» постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов. Хотя дата предстоящей встречи пока не определена, контакты в формате тройки продолжаются. Российский дипломат сообщил о проведении 29 мая в Вене встречи постоянных представителей трех стран для координации работы перед сессией совета управляющих МАГАТЭ. Предложение РФ помочь Ирану и США договориться по ядерной сделке остается в силе, но Москва пока не получала такие запросы от Тегерана и Вашингтона, добавил постпред. Как продвигается оманский трек американо-иранских переговоров по ядерной программе — в материале «Известий».

Россия, Китай и Иран координируют подходы по ядерной проблеме

Россия, Китай и Иран могут вновь провести трехсторонние консультации по ядерной проблематике на высоком уровне. Об этом «Известиям» сообщил постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов. По его словам, ситуация развивается динамично и очередная встреча на уровне заместителей глав МИДов вполне может потребоваться. Конкретная дата пока не определена, но дипломатическое взаимодействие трех стран продолжается: 29 мая в Вене состоялась встреча постоянных представителей, приуроченная к предстоящей сессии совета управляющих МАГАТЭ.

— Ситуация вокруг иранской ядерной программы развивается динамично, и это вполне может потребовать очередного раунда консультаций России, Китая и Ирана по этой проблематике на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств. Конкретной даты пока нет, — отметил Михаил Ульянов.

Напомним, что последняя трехсторонняя встреча на высоком уровне прошла 8 апреля в Москве, где представители России, Китая и Ирана обсудили текущую ситуацию вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и выполнения резолюции 2231 Совета Безопасности ООН. 14 марта состоялись аналогичные переговоры в Пекине.

— Трехсторонний формат в любом случае активно функционирует — 29 мая в Вене состоялась очередная «сверка часов» на уровне постоянных представителей трех стран при международных организациях. Есть необходимость скоординировать шаги в преддверии открывающейся 9 июня сессии совета управляющих МАГАТЭ, — рассказал российский постпред.

Одним из возможных направлений работы трехсторонней группы остается содействие диалогу между Тегераном и Вашингтоном.

— Российская Федерация не раз заявляла о готовности посодействовать Ирану и США в достижении договоренности по ядерной проблематике. Но для этого нужно, чтобы с такой просьбой к нам обратился как Тегеран, так и Вашингтон. Пока такого обращения не было, — пояснил Ульянов.

Переговоры в формате тройки имеют важное значение для выработки общего подхода. Иран совсем недавно провел подобные обсуждения с представителями Великобритании, Франции и Германии. Эти встречи способствуют согласованию общей позиции, отметил «Известиям» старший научный сотрудник центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин.

Переговоры США и Ирана в Омане

При этом ключевым элементом сейчас считаются американо-иранские переговоры в Омане. Именно по итогам этих встреч, в зависимости от достигнутых договоренностей, можно будет говорить о возможном подключении других участников, таких как Россия, Китай или страны Европы.

Первая в этом году официальная встреча представителей Ирана и США прошла в Маскате 12 апреля. А уже 23 мая стороны провели в Риме пятый раунд непрямых переговоров, в которых в качестве посредника снова выступил Оман. По итогам консультаций министр иностранных дел султаната Бадр бен Хамад бен Хамуд Аль-Бусаиди сообщил об «определенном, но не окончательном прогрессе». Глава МИД Ирана Аббас Аракчи сообщил о предложенных Оманом механизмах, которые могут помочь устранить препятствия на пути к достижению прогресса в переговорах. Такой прогресс, по словам иранского министра, возможен через один-два раунда.

В то же время перед пятым раундом обострились противоречия сторон. Так, США до переговоров потребовали от Ирана отказаться от обогащения урана. Иранская сторона отвергла такие требования, указав, что стороны не смогут договориться, если США будут настаивать на отказе Тегерана от технологии обогащения.

При этом Иран допускал возможность снижения уровня обогащения урана, а также говорил о готовности допустить больший контроль над своей ядерной деятельностью, чтобы продемонстрировать мирный характер иранской ядерной программы. Глава Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Мохаммад Эслами заявил, что Иран в случае сделки с США готов допустить американских инспекторов в составе МАГАТЭ на свои ядерные объекты.

Тем временем напряженность в регионе продолжает нарастать. 21 мая телеканал CNN со ссылкой на источники в американских правящих кругах сообщил, что Израиль рассматривает возможность нанесения удара по ядерной инфраструктуре Ирана.

Подобные намерения могут быть попыткой вынудить Тегеран пойти на уступки или вовсе сорвать ход американо-иранских переговоров. При этом американская администрация, судя по всему, не заинтересована в эскалации. Президент США Дональд Трамп заявил, что предостерег премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху от шагов, способных сорвать переговорный процесс.