Очень приятно, ЦАР: Россия обсуждает создание военной базы в Африке

Также Москва помогает Центральноафриканской Республике в развитии алмазной отрасли
Альберт Калашян
Фото: Getty Images/José Nicolas

Вопрос создания российской военной базы в Центральноафриканской Республике находится в стадии межведомственной проработки, обсуждаются взаимоприемлемые условия. Об этом «Известиям» заявил посол РФ в ЦАР Александр Бикантов. Кроме того, дипломат отметил, что Москва готова поддержать развитие алмазно-бриллиантовой отрасли африканской республики — особенно с учетом того, что в конце 2024 года при содействии России был снял запрет на экспорт алмазов из этой страны. Востребована в ЦАР и российская гуманитарная помощь. Только с начала 2025 года РФ поставила в республику 29,4 тыс. т. дизельного топлива, а в 2024-м — 50 тыс. т. пшеницы.

Военная база России в ЦАР

Россия надеется достичь соглашения с Центральноафриканской Республикой о размещении военной базы на ее территории. Как сообщил посол РФ в Банги Александр Бикантов, проект находится на стадии межведомственной проработки, и стороны обсуждают взаимоприемлемые условия его реализации.

Ранее замминистра обороны России Юнус-Бек Евкуров посетил с рабочим визитом ЦАР: встретился с президентом Фостеном-Арканжем Туадерой и провел переговоры с министром национальной обороны и восстановления армии ЦАР Клодом Рамо Биро. Во время визита удалось договориться о расширении сотрудничества в оборонной и экономической сферах. Российская сторона подтвердила, что готова и дальше содействовать властям ЦАР в укреплении безопасности.

— Вопрос создания военной базы в ЦАР прорабатывается по линии минобороны двух стран. Рассматриваются взаимоприемлемые условия реализации проекта. Надеемся, что в будущем стороны смогут достичь необходимых договоренностей, — заявил «Известиям» Александр Бикантов.

Инициатива по созданию российской базы в ЦАР вписывается в более широкий контекст укрепления двустороннего партнерства, в рамках которого Москва активно поддерживает Банги не только в сфере безопасности, но и в экономике, торговле, гуманитарных вопросах.

Официальной информации о формате будущей базы и сроках ее создания пока нет, однако сам факт обсуждения этого вопроса свидетельствует о высоком уровне доверия между двумя странами. Его также можно рассматривать как элемент широкой стратегии укрепления влияния Москвы на африканском континенте, полагают эксперты.

Профильные ведомства двух стран всегда поддерживали высокий уровень взаимодействия. Центральноафриканская сторона ценит вклад Москвы в стабилизацию внутренней ситуации и укрепление национальной безопасности, отметил в беседе с «Известиями» эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ и научный сотрудник Центра изучения российско-африканских отношений Института Африки РАН Никита Панин. При этом любые планы подобного рода должны учитывать объективные ограничения.

— ЦАР — это страна, не имеющая выхода к морю, с крайне сложной логистикой и ограниченной инфраструктурой, — добавил эксперт.

За последние пять лет обстановка в ЦАР претерпела коренные изменения: при содействии российских инструкторов правительственным силам удалось восстановить контроль почти над всей территорией страны. В разгар кризиса 2020 года боевики приблизились вплотную к столице — Банги. Однако скоординированные действия российских военных специалистов и Вооруженных сил ЦАР позволили не только удержать город, но и ликвидировать основную часть незаконных вооруженных формирований.

Сегодня масштабного конфликта высокой интенсивности на территории ЦАР уже нет, но сохраняются отдельные очаги насилия, преимущественно в приграничных районах с Южным Суданом и Демократической Республикой Конго, отметил Никита Панин. Так, в начале года в ООН сообщалось о случаях насилия в отношении народности фулани, что говорит о том, что в стране сохраняется религиозно-этническое напряжение. Хотя по сравнению с недавним прошлым ЦАР сделала значительный шаг вперед в сфере безопасности.

Сотрудничество с ЦАР в сфере добычи алмазов

Военное сотрудничество — лишь одна из граней партнерства между Россией и ЦАР. В 2024 году были сняты международные ограничения на экспорт алмазов из ЦАР. Российская сторона сыграла ключевую роль в лоббировании этого решения в рамках механизма сертификации Кимберлийского процесса (КП), который регулирует мировой оборот алмазов.

— Снятие ограничений открывает новые возможности для двустороннего сотрудничества в алмазно-бриллиантовой отрасли. Российская сторона выражает готовность оказывать Банги необходимую консультационную и методологическую поддержку, прежде всего в вопросах эффективной имплементации Схемы сертификации КП, — отметил глава российской дипмиссии Александр Бикантов.

Результаты снятия запрета на экспорт не заставили себя ждать. ЦАР получила возможность свободно экспортировать алмазное сырье и получать дополнительные доходы в государственный бюджет. Власти страны ожидают, что годовой объем добычи алмазов в ближайшее время увеличится как минимум в три раза — до 325 тыс. карат. Уже в январе 2025 года, через несколько месяцев после снятия ограничений, на востоке ЦАР в бывшей зоне боев был обнаружен самый крупный в истории страны алмаз массой 177,95 карата, уточнил Александр Бикантов.

— Президент Туадера направил благодарственное послание в адрес президента Российской Федерации, отметив особый вклад министра финансов РФ Антона Силуанова и сотрудников Минфина России в снятие алмазного эмбарго, — рассказал дипломат.

Справка «Известий»

Кимберлийский процесс — международный механизм под эгидой ООН, объединяющий более 80 государств, включая как страны-экспортеры, так и импортеры алмазов.

Его основная задача — предотвратить попадание на мировой рынок так называемых «конфликтных» алмазов, которые могут использоваться для финансирования вооруженных конфликтов, антиправительственных группировок и террористических организаций.

21 ноября 2024 года Кимберлийский процесс официально снял все ограничения на экспорт алмазов из Центральноафриканской Республики.

Соответствующее эмбарго было введено в 2013 году в связи с внутренним вооруженным конфликтом. В 2016 году ограничения были частично смягчены: ЦАР получила право на экспорт алмазов из пяти регионов, признанных безопасными и не вовлеченными в конфликт.

Сотрудничество в сфере добычи алмазов сопровождается развитием профессионального образования. Центральноафриканская сторона уже проявила интерес к подготовке специалистов в России — как в области сертификации и геммологической экспертизы, так и в смежных технологических направлениях, подчеркнул Александр Бикантов.

Российская гумпомощь для ЦАР

Особенно востребована в Центральноафриканской Республике российская гуманитарная помощь. Глобальная система гуманитарной поддержки переживает период нестабильности, во многом из-за решений американских властей о сокращении финансирования внешнеполитических программ, включая линии агентства USAID.

— Свыше 40% населения ЦАР страдает от недоедания. Большинство центральноафриканцев может позволить себе лишь один прием пищи в день, — отметил российский посол.

В 2024 году Москва безвозмездно поставила в ЦАР 50 тыс. т. пшеницы. Это позволило перекрыть годовые потребности в зерне и улучшило ситуацию с продовольствием.

— В начале 2025 года Москва направила Банги в качестве гуманитарной помощи 29,4 тыс. т. дизельного топлива. Этот дар помог стабилизировать национальный рынок ГСМ. Российское топливо предполагается к использованию как в гражданских целях (сельское хозяйство и транспорт), так и для нужд ВС ЦАР, продолжающих вести борьбу против боевиков в различных частях страны, — рассказал дипломат, отметив, что Москва прорабатывает и другие формы гуманитарной поддержки.

Активизация российской дипломатии в ЦАР происходит на фоне более широкого тренда по усилению позиций России в Африке. По мнению Никиты Панина, ключевым элементом российской стратегии взаимодействия с африканскими государствами остается экспорт безопасности. Он отмечает, что под этим термином понимается гораздо больше, чем просто военная подготовка и борьба с угрозами. Россия предлагает африканским странам комплексный подход, сочетающий как «жесткие», так и «мягкие» аспекты безопасности.

— К первым относится обучение специалистов вооруженных сил, сотрудников полиции, меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом, урегулирование этнических противоречий — все то, что напрямую влияет на устойчивость и стабильность государств. Но не менее важны и другие компоненты, такие как обеспечение продовольственной безопасности, передача знаний, компетенций и технологий, развитие административных систем, повышение качества государственного управления, — рассказал эксперт.

Сотрудничество с Банги в сфере безопасности, экономики и гуманитарной поддержки рассматривается как часть новой стратегии, в рамках которой Москва стремится укрепить свои связи со странами Глобального Юга.