В Нижнем Новгороде завершилась юбилейная, десятая по счету конференция «Цифровая индустрия промышленной России». Главной темой мероприятия стало развитие цифровых технологий и их внедрение в промышленность и другие сферы российской экономики. IT-индустрия в последние годы сделала огромный рывок: повсеместное внедрение искусственного интеллекта, объединение сервисов и создание экосистем стало не просто трендом, это — новая реальность. И эта тенденция актуальна не только для российских компаний, ей активно следуют и за рубежом. О том, какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы экосистема совершила настоящий прорыв — на примере финтех компании Freedom Holding Corp.
Всё в одном
В мае 2025 года рыночная капитализация Freedom Holding Corp. впервые превысила $10 млрд. Акции холдинга включили в престижный индекс Russell 3000, и на пике торгов на NASDAQ они достигали $183 за штуку. Однако для основателя компании Тимура Турлова это — не главное достижение.
— Запуск SuperApp для меня важнее биржевой капитализации: рыночная стоимость — это внешний ярлык, а настоящая ценность в том, как интеграция сервисов ускоряет рост доли и сбивает стоимость привлечения клиента, — подчеркнул он на недавнем Investors Day в Лондоне.
Приложение интегрирует в одном окне банк, страховые, брокерские сервисы, e-commerce и lifestyle-направления. Пользователи могут оплачивать товары, инвестировать, страховать имущество, бронировать билеты и пользоваться мобильной связью. В SuperApp также встроена инвестиционная валюта Freedom — инструмент, который позволяет пользователям накапливать дробные акции холдинга в виде кэшбэка. Модель, по словам основателя «Фридом Финанс» Тимура Турлова, рассчитана на расширение за пределами Казахстана.
— Мы убеждены, что комбинация «банк + страховка + брокер» должна тиражироваться в других странах. В итоге именно суперапы победят одиночные сервисы — история уже доказала это в Азии, — уверен он.
Турлов подчеркивает, что запуск приложения стал кульминацией восьмилетней работы по сборке экосистемы.
— Теперь видим, как доля рынка ускоряется после интеграции, и понимаем, что видение было верным, — отметил Тимур Турлов.
Фокус на искусственный интеллект
Второй ключ компании — глубочайшая работа с данными.
— У нас, пожалуй, самое глубокое и структурированное «озеро данных» (data lake) в регионе. Машинное обучение позволяет мгновенно одобрять кредиты в банке, а в наших страховых компаниях, например, назначать персональную цену по ОСАГО — хороший водитель больше не субсидирует плохого, — объясняет Тимур Турлов.
ИИ-инструменты используются во всех направлениях: от скоринга (оценка платежеспособности клиентов) и антифрод (системы противодействия мошенничеству) в банке и страховании до мультиязычного перевода новостей для брокерских клиентов.
— Глубокая интеграция ИИ сделает финансы такими же «монополизированными», как поиск Google: 70–80% рынка займут несколько экосистем, остальным достанутся крохи, — прогнозирует Турлов.
Это уже приносит результат: 30% новых клиентов страхового бизнеса Freedom приходят благодаря персонализированным ИИ-предложениям.
Строительство финтех-моста
«Фридом Финанс» строит модель, изначально ориентированную не только на внутренний рынок Казахстана, но и на глобальную конкуренцию. В центре стратегии — тиражируемая цифровая платформа, способная конкурировать с ведущими международными игроками.
— Моя мечта — построить глобальную банковскую сеть на той же цифровой платформе, чтобы конкурировать с Revolut в Европе и с американскими игроками в Штатах, но при этом сохранять «евразийское ДНК» нашей модели — глубокую интеграцию с локальными финансовыми и государственными системами, — заявил Тимур Турлов на Investor Day.
Уже сегодня холдинг работает в 22 странах. Также лицензии получены и реализуются в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, запускается брокер в Турции. Следующими зонами роста определены Ближний Восток. Потенциал международной модели Freedom подтверждают и партнеры компании.
— Центральная Азия — 100 млн человек, половина из них не имеет доступа к таким сервисам. Потенциал — гигантский, — отметил на лондонском Investors Day независимый директор Филипп Воглер.
Параллельно Freedom Finance развивает телеком-направление: в Алматы строится дата-центр нового поколения, который станет региональным хабом для крупнейших облачных сервисов — Amazon Web Services, Google Cloud и Meta. Такие инфраструктуры — так называемые hyperscale-центры — позволяют обрабатывать массивы данных и поддерживать высоконагруженные цифровые продукты.
— Алматы даст Amazon и Google точку опоры между Восточной Европой и Кореей, а нам — прочную базу для масштабирования, — отмечает Турлов.
Защита данных как приоритет
Создать экосистему, которая обрабатывает миллионы транзакций ежедневно, невозможно без серьезных инвестиций в безопасность и технологическую устойчивость.
— Мы уже тратим десятки миллионов долларов в год на кибер-безопасность — иначе любые сотни миллионов, вложенные в IT, можно потерять за одну атаку. Доверие клиента держится на защите данных, — подчеркивает Тимур Турлов.
Холдинг развивает собственную цифровую платформу и инфраструктуру дата-центров, чтобы не зависеть от внешних решений и самостоятельно обеспечивать надежность сервисов. Это особенно важно в моменты пиковых нагрузок — например, в периоды резких движений на фондовых рынках или массовых кампаний в e-commerce.
— Для розничного брокера волатильность — это прямая зависимость оборота и выручки. Главный технологический вызов для нас — обеспечить стабильную работу инфраструктуры в такие пики, — объясняет Турлов.
Социальная полезность инвестиций
Наконец, пятый ключ для развития экосистемы, по версии Freedom Finance, — ставка на долгосрочные инвестиции в инфраструктуру и социальную пользу.
— Мы не хотим быть «дойной коровой», то есть просто выплачивать дивиденды. Да, высокие ставки дали прибыль, и лучшая стратегия для нас — реинвестировать ее в будущее экосистемы, а не фиксировать текущие показатели, как делают конкуренты, — подчеркивает CEO компании.
В эту стратегию органично вписывается и социальная миссия холдинга. Freedom активно инвестирует в поддержку детского спорта, образовательные программы, цифровую инфраструктуру. Среди проектов — федерация шахмат Казахстана, QJ Football League, поддержка экологических инициатив.
— В условиях глобализации мы создаем экосистему Freedom как единую платформу, где разные сегменты бизнеса — от банка и страхования до лайфстайл-сервисов — эффективно взаимодействуют, обслуживая более 7 млн клиентов. И мы думаем о будущем этого общества тоже, — резюмирует Тимур Турлов.