В Стэнфордской школе бизнеса начнут изучать кейс Freedom Holding

«Известия»
Фото: Getty Images/AmnajKhetsamtip

Стэнфордская школа бизнеса (Stanford Graduate School of Business) опубликовала на своем официальном сайте кейс под названием «Freedom Holding: создание экосистемы как путь к масштабированию» (Freedom Holding: Building an Ecosystem as a Path to Scale). В нем описывается история создания «Фридом Холдинга», его текущее положение и перспективы развития.

Материал подготовлен на основе интервью с основателем и главным исполнительным директором Freedom Holding Corp. Тимуром Турловым и детально описывает стратегию масштабирования компании, построение цифровой экосистемы финансовых и потребительских сервисов, а также ключевые управленческие решения.

Особое внимание уделено роли технологий, вертикальной интеграции и корпоративной культуры в динамичном росте бизнеса, говорится в официальном сообщении компании.

«Наш опыт создания сильной, клиентоориентированной экосистемы признан одной из ведущих бизнес-школ мира. Это важное подтверждение того, что мы движемся в верном направлении», — отметил Тимур Турлов.

Как отмечается в описании материала, кейс разработан, чтобы помочь студентам научиться оценивать и расставлять приоритеты среди стратегических вариантов роста для платформенного бизнеса, работающего на развивающихся рынках.

«Студенты проанализируют структуру экосистемы (Freedom. — Ред.), конкурентную динамику и интеграцию технологий, а также разработают подходы к принятию важных решений в условиях неопределенности и ограниченных ресурсов», — говорится в пояснительной записке.

Кейсы Стэнфордской школы используются в программах MBA («Магистр делового администрирования») для подготовки руководителей среднего и высшего звена. Выпускниками Стэнфордской бизнес-школы был 35-й президент США Джон Кеннеди, основатель спортивного бренда Nike Фил Найт, руководители GM, Time Warner, Anheuser-Busch InBev и предприниматели со всего мира. Кампус школы расположен в Силиконовой Долине.

Freedom Holding был основан Тимуром Турловым более 15 лет назад — в 2008 году. За годы существования компания прошла кардинальную трансформацию, превратившись из локального казахстанского игрока «Фридом Финанс» в глобальную финтех-платформу.

В первые годы компания занималась только предоставлением доступа к американскому рынку акций, но постепенно трансформировалась в экосистему финансовых сервисов с двумя десятками различных бизнес-направлений: брокеридж, банк, страхование, финтех, lifestyle-сервисы, телеком и медиа. В 2024 году заработало «суперприложение» Freedom SuperApp, объединившее в себе все услуги холдинга для физлиц. С его помощью пользователи могут оплачивать товары, инвестировать, страховать имущество, бронировать билеты и пользоваться мобильной связью. В SuperApp также встроена инвестиционная валюта Freedom. Данный инструмент позволяет накапливать дробные акции холдинга в виде кэшбэка. Эта модель, по словам Тимура Турлова, рассчитана на расширение за пределами Казахстана.

Офисы и представительства «Фридома» открыты более чем в 20 странах мира, включая США, Европу, Ближний Восток и Центральную Азию. Общая клиентская база превышает 5 млн человек.

Осенью 2019 года акции Freedom Holding Corp. начали торговаться на американской технологической бирже Nasdaq под кодом FRHC. За шесть лет бумаги выросли в цене в 10 раз, существенно опередив по доходности ближайших конкурентов. С лета 2025 года акции добавлены в американский сводный индекс Russell 3000.

Тимур Турлов остается крупнейшим акционером холдинга с долей более 70%. Американский журнал Forbes оценивает его состояние в $7 млрд, что делает его одним из богатейших людей Казахстана и мировых бизнесменов моложе 40 лет. У компании также сотни тысяч миноритарных акционеров, являющихся клиентами холдинга. Они стали его совладельцами благодаря запущенной год назад уникальной маркетинговой кампании, в рамках которой владельцы карт Freedom Bank стали получать кэшбек в виде долей акций с каждой транзакции.

«Мы прошли путь от локального брокера до полноценной цифровой экосистемы с офисами в двух десятках стран, с собственной инфраструктурой, с продуктами, которых раньше попросту не было. Этот путь не был прямым – были и ошибки, и переоценки, и столкновения. Но все это — и есть живой бизнес, с настоящими решениями и реальными последствиями», — прокомментировал Тимур Турлов в своих соцсетях релиз стэнфордского кейса.