Нефть остается одной из важнейших отраслей российской экономики. Но не все проблемы этой сферы остаются урегулированы на государственном уровне. Именно поэтому нефтяники выступают с предложениями, призванными объединить разрозненные малые нефтяные компании (МНК). Так, генеральный директор МНКТ Тимур Шаймиев предложил создать Ассоциацию малых нефтяных компаний при правительстве России и расконсервировать 26 тыс. старых скважин. Как эта инициатива может повлиять на отрасль, выясняли с экспертами «Известия».
Насущная необходимость
В России сегодня нет единого объединения, которое бы эффективно координировало работу именно малых нефтяных компаний, указывают эксперты отрасли. Сказывается явная разобщенность внутри сектора. К примеру, есть ассоциация «АссоНефть», позиционирующая себя как российская организация, но в ее составе всего 3–4 компании и говорить за всех у нее как не получалось, так и не выходит. В Татарстане почти 30 лет назад был создан Нефтеконсорциум. В задачи этого АО как раз и входили вопросы развития малых НК в республике. Вначале так и было, но чем занимается консорциум в настоящее время, мало кто понимает.
«На данный момент мы получаем от них приглашения на мероприятие и просьбы о благотворительных взносах, на выставку нефтегазовой промышленность в Казани или ежегодную Олимпиаду юных геологов, только мы пока не видели этих геологов», — с сарказмом резюмировал генеральный директор МНКТ (Малой нефтяной компании Татарстана) Тимур Шаймиев.
Вот здесь и появилась идея создания ассоциации при правительстве России. По мнению Тимура Шаймиева, привлечение государства позволит собрать нефтяников вместе и решить проблемы отрасли. Почему руководить должно государство? Это избавит ассоциацию от необходимости выбирать лидера, а сами нефтяники сконцентрируются на другом. «Нам важен обмен опытом, мы в малых НК зависим от использования передовых технологий, — рассказывает Шаймиев. — Да, мы в МНКТ имеем свои наработки эффективной добычи, у кого-то есть свои, и вот этот обмен на уровне технологий, он важен».
При этом важно, что создавать такую ассоциацию предлагается не на базе какой-то одной НК, а под патронажем правительства, то есть с гарантированно равным представительством всего бизнеса.
Вопрос технологий для малых НК действительно особый. В структуре компаний нет переработки с НПЗ. Они зарабатывают только на том, что добыли и продали. При этом компании имеют лицензии на разработку 2–3 месторождений, работа на некоторых из них может генерировать только убытки. И только за счет технологий, уверены в МНКТ, можно снижать издержки, держаться на плаву и развиваться.«Малые НК вообще более мобильны, они могут оперативно внедрять новые технологии, в крупной нефтяной компании очень сложно внедрять мелкие технологии, да иногда и не нужно. А малые НК всегда готовы использовать любые прогрессивные методы увеличения нефтеотдачи», — сказала эксперт инновационно-технологического центра «ФЭМОИЛ» Фиалка Хасанова.
Малые да удалые
Работа такой ассоциации с государством или под началом государства должна наконец решить вопрос со статусом самих малых НК. На сегодня эти небольшие предприятия имеют такой же налоговый режим, как и крупные компании России. При этом экономика и условия для ведения бизнеса абсолютно разные.
«Взять дебет скважины, то есть посуточную добычу по малым НК, — рассуждает Тимур Шаймиев. — Он составляет около 5 т, что не очень много. Отрицательно сказывается высокая серность этой нефти, что влияет на ремонт, так как идут коррозия, ускоренный износ оборудования». Ассоциация по замыслу самих нефтяников позволит государству поближе познакомиться с экономикой малых НК, их затратами и определиться с поддержкой там, где это необходимо.
На определенные шаги в рамках будущей ассоциации должны пойти и сами МНК. Так, нефтяникам необходимо уже сейчас открыть для государства доступ к первичной документации своих компаний. Это по замыслу Тимура Шаймиева, несмотря на существующий налоговый мониторинг, позволит государству понять, где проседают компании, а где на подъеме. Будет производиться полный анализ отрасли, что позволит более эффективно регулировать деятельность компаний.
Инициатива по созданию в масштабах России ассоциации МНК может существенно оживить ситуацию в российской нефтянке. Сегодня в России около 800 малых нефтяных компаний, которым выдано 4000 лицензий на разработку месторождений. Вклад малых НК в суммарную добычу составляет около 23% от общей добычи в целом по Российской Федерации. Это уже отдельная отрасль. «В последнее время много говорится о проблемах с ресурсной базой в стране, но малым НК можно передать 26 тыс. законсервированных скважин, — рассказывает Тимур Шаймиев. — Их разработка и в советское, и в российское время была нерентабельной. МНК в состоянии вести с них добычу и получать прибыль».
Малые НК появились в России в середине 90-х годов прошлого века, после приватизации нефтедобывающего сектора страны. Именно на эти компании «сбросили» нерентабельные месторождения.
«От разработки таких месторождений отказывались крупные ВИНКи (вертикально интегрированные компании), на которых нефть высоковязкая и сернистая, да и сами скважины с постоянно падающим внутренним давлением», — рассказала Фиалка Хасанова. Сегодня компании научились работать с проблемным активом.
Как считают в МНКТ, привлечение государства в ассоциацию позволит нефтяникам решить и вопрос с вузами. По сути, обяжет университеты плотно работать с будущей МНК в вопросах разработки современного оборудования. В этом случае не каждая МНК по отдельности будет обращаться в тот или иной вуз со своими предложениями, а в рамках ассоциации будут выработаны общие запросы и ТЗ с учетом региональной специфики, особенностей месторождений, собственных наработок. «Нам важно использовать научный потенциал вузов, так как на сегодня ситуация такова, что импортное оборудование пока еще лучшего качества, — рассказывает Тимур Шаймев, — редукторы, винтовые насосы, станки-качалки и другое оборудование, они более энергосберегающие. Увеличен срок межпериодного ремонта, они более долговечные, по многим параметрам превосходят наше оборудование. И нам надо вместе стремиться к тому, чтобы сделать не хуже иностранного».
Возможной эффект создания такого объединения вкупе с расконсервированием тысяч скважин наглядно описал в Совете Федерации РФ президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, выступая на круглом столе «Совершенствование законодательства РФ о налогах и сборах в отношении независимых нефтяных компаний».
«Американцы добывают 400 млн т нефти из сланцевых пород. Но это сегодня, а ведь всё делали с нуля малые нефтяные компании, которых было около 10 тыс. Ни одна большая компания не занималась разработкой и добычей нефти из сланцев. Только МНК могли быстро адаптироваться к новой среде, гибко использовать технологии, и результат не заставил себя ждать».