Встречное движение: с чем приехал в Москву спецпосланник Трампа

И какие вопросы у Путина вызвали предложения Вашингтона и Киева
Леонид Самуна
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Встреча Владимира Путина со спецпосланником Дональда Трампа Стивом Уиткоффом была намечена на вечер 13 марта. Еще днем объявили, что она пройдет в закрытом формате после пресс-конференции по итогам переговоров российского президента и главы Белоруссии. На момент публикации предполагалось, что американский представитель передаст Москве видение Вашингтона по разрешению украинского кризиса. Накануне встречи Путин заявил о согласии РФ с предложением США прекратить боевые действия, но исходя из того, что это прекращение должно привести к долгосрочному миру и устранению первопричин кризиса. Президент РФ скептически отнесся к 30-дневному перемирию с Киевом, если продолжатся поставки ему оружия и принудительная мобилизация на Украине. Между тем Трамп поприветствовал возможную встречу и разговор с Путиным, а также выразил надежду на согласие РФ прекратить огонь. Что может предложить Вашингтон Москве через Уиткоффа — в материале «Известий».

Зачем Уиткофф приехал в Россию

Намеченные на 13 марта переговоры Владимира Путина и Стива Уиткоффа в Кремле предполагались как первый официальный контакт российской и американской сторон после встречи Вашингтона и Киева в саудовской Джидде 11 марта. Собственно цель приезда Уиткоффа в Москву — изложить позицию Штатов. Российское видение ситуации президент РФ представил днем в четверг — во время совместной пресс-конференции с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.

Президент РФ Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко на церемонии подписания совместного заявления и документов по итогам встречи
Фото: РИА Новости/Гавриил Григоров

На ней Владимир Путин обозначил условия для инициированного США и Украиной перемирия: «Мы согласны с предложениями прекратить боевые действия, но исходим из того, что это прекращение должно привести к долгосрочному миру и устранению первопричины кризиса». При этом он скептически отнесся к идее именно приостановки боевых действий, напомнив о том, что ВСУ делали в Курской области: «Мы их оттуда должны выпустить после того, как они совершили массу преступлений против мирных граждан?». По сути он потребовал гарантий, что за месяц Украина не проведет мобилизацию, не получит оружие и не подготовит новые боевые формирования.

«Кто будет контролировать прекращение огня? Кто определит нарушения?» — задал он вопросы, подчеркнув, что Киеву самому пора просить переговоры, исходя из ситуации на земле.

Президента Белоруссии американские инициативы тоже не воодушевили: «У США нет плана. Они зондируют почву, но на Россию не нажать». Глава МИД РФ Сергей Лавров напомнил о провалах прошлых подобных соглашений: «Перемирие на Украине с 2014 года объявлялось неоднократно, и каждый раз выяснялось, что Киев при поддержке Европы врет». Помощник президента РФ Юрий Ушаков также отметил, что перемирие — лишь уловка, чтобы дать Украине передышку.

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Российская позиция заключается в том, что Москва за то перемирие, которое приведет к долгосрочному миру, а не то, после которого возобновляются боевые действия, отмечает аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.

— Американцы же сейчас предлагают не долгосрочный мир, а перемирие сроком на 30 дней, за которым может последовать что угодно. Это подтверждает и то, что у Трампа отсутствует четкая дорожная карта по тому, какие шаги должны быть предприняты в течение отводимого срока, чтобы способствовать избавлению от первопричин конфликта, на которые Москва неоднократно указывала, — заявил в беседе с «Известиями» Тигран Мелоян.

Последние изменения на поле боя однозначно усилили позиции Москвы. К 13 марта ВС РФ освободили город Суджа и более 86% Курской области, полностью окружив украинскую группировку. На пресс-конференции Путин четко заявил о полном контроле российскими войсками ситуации в Курской области. Генштаб ВСУ официально не подтвердил отступление, но Александр Лукашенко отметил: «Главнокомандующий [Владимир Путин] не просто так приезжал — завтра Курская область будет полностью освобождена». Российское наступление на других участках фронта, включая Харьковское направление, лишает Киев возможности маневра.

Подбитая и сгоревшая военная техника на улице в освобожденном от ВСУ населенном пункте
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эмиль Тимашев

До встречи с Путиным Уиткофф провел серию переговоров с другими российскими представителями высокого уровня. Дональд Трамп отметил, что даже получает некие положительные сигналы. В контексте переговоров с Уиткоффом, помощник президента РФ Юрий Ушаков сказал, что в повестке — не только украинский вопрос, но и будущее российско-американских отношений, и даже намекнул на обсуждение нового стратегического курса. Любопытно, однако, что, по словам Ушакова, Уиткофф — не тот, кого США определили для переговоров с Россией. Хотя других имен в роли потенциальных медиаторов в публичном поле не звучало.

Перспективы заключения перемирия

Позиция Вашингтона во всех этих дипломатических перипетиях остается двойственной. 13 марта Дональд Трамп, встречаясь с генсеком НАТО Марком Рютте, который параллельно прибыл в Вашингтон с официальным визитом, исключил членство Украины в альянсе и заявил, что «территориальные потери Киева неизбежны». При этом Трамп снова упомянул о наличии у Вашингтона рычагов давления на Москву, но детально предпочел на этом не останавливаться, ссылаясь на «позитивный» ход переговоров с РФ по урегулированию конфликта.

Вероятно, последние военные успехи России поставили США и их союзников в тупик. По словам Лукашенко, «договориться удастся, когда Москва достанет козыри». Курская операция, например, лишила Киев возможности торговаться территориями — о таких намерениях украинские власти заявляли неоднократно. Поэтому в Вашингтоне понимают, что ситуация плачевна и продолжают угрожать России санкциями. Администрация США без колебаний введет жесткие меры против РФ, если это нужно для успеха переговоров, заявил министр финансов США Скотт Бессент.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Штаты отдают себе отчет, что они на проигравшей стороне конфликта, поэтому им важно найти способ выйти из него с наименьшими имиджевыми потерями, отсюда в том числе и соответствующая спешность в действиях американцев, подчеркнул Тигран Мелоян. По его мнению, России торопиться сейчас очевидно незачем, оперативная обстановка на фронте ей во многом благоволит.

— В то же время США не могут открыто это признать, поэтому старательным образом играют роль посредника в российско-украинском конфликте. Сейчас главная цель Вашингтона — остановить не столько боевые действия, сколько не дать России занять еще больше территорий, которые не удается удержать посредством передачи ВСУ оружия, а, значит, пора прибегнуть к дипломатическому инструментарию и оставить милитаристскую риторику до более подходящего момента, — считает Мелоян.

Спецпосланник Трампа скорее привез «ультиматум», считает доцент Департамента политики и управления НИУ ВШЭ Михаил Миронюк. Он заключается в угрозах санкциями и возобновлении поставок оружия Украине. Но Россия вправе выдвигать встречные требования, к примеру, о прекращении военной помощи Киеву, признании Крыма и возврате активов, отмечает Мелоян.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Перспективы перемирия стали туманными после реакции украинской стороны на последние заявления Путина и Трампа. Киев представил США свои «красные линии», как сообщают украинские СМИ со ссылкой на источник. С его слов, Украина против снятия вопроса о НАТО с повестки дня, а это — ключевой момент для Москвы. Более того, Киев не намерен сокращать численность армии. Между тем, глава офиса президента Андрей Ермак заявил, что его страна не пойдет на сценарий замороженного конфликта и потребовал вовлечения Европы в мирный процесс.

Ключевой вопрос — что получит Москва, говорит доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Иван Лошкарев. В любом случае, США хотят заморозить конфликт, РФ — закрепить успехи. Ответ на вопрос, возможны ли компромиссы, зависит от того, признает ли Вашингтон новые реалии или продолжит играть в посредника, чьи усилия сводятся к обеспечению передышки для ВСУ.