Проезд прикрыт: таксисты просят изменить требования к путевым листам

Число штрафов за их неверное оформление доходит до 90% от общего количества нарушений
Валерия Мишина , Сергей Настевич
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Телеканал «78»

Основная доля нарушений водителей такси — неверное оформление путевых листов, сообщили «Известиям» в автопарках. По их данным, именно такие претензии возникают в первую очередь во время рейдов правоохранительных органов — у некоторых автопарков это до 90% от всех штрафов. Впрочем, по данным ГАИ, самые распространенные категории — неправомерное нанесение разметки такси. При этом в графе «Иные нарушения» значатся цифры в пять раз выше, нежели в пункте о разметке. Эксперты полагают, что именно там и оказываются претензии к оформлению путевых листов. Сейчас требования к ним настолько объемные, что пройти перед рейсом технический и медицинский осмотр можно, «только если техник и врач живут в одном подъезде с водителем», считают они.

Какие нарушения допускают таксисты

Водителей такси чаще всего штрафуют за проблемы с путевыми листами, в частности за неверное оформление или отсутствие данных о предрейсовом прохождении медицинского и технического осмотра. Об этом «Известиям» рассказали представители отрасли.

Путевой лист — это документ, который подтверждает медицинские показатели водителя и техническое состояние транспортного средства перед началом работы по перевозке пассажиров и грузов в такси. В нем фиксируются время выхода на линию, маршрут. Такой документ оформляется ежедневно, и он обязателен для всех, кто работает в такси или грузоперевозках.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В Московском регионе в начале 2025 года прошли два рейда Госавтоинспекции по проверке водителей такси. В рамках одного из них, с 14 по 16 февраля 2025 года, в Москве выявили 11,4 тыс. правонарушений среди таксистов. А в Московской области во время рейда с 27 января по 2 февраля — более 3 тыс.

В пресс-службе ГУ МВД по Московской области «Известиям» сообщили, что в феврале в рамках рейда «Такси» проверили 5820 автомобилей такси. Среди выявленных 3052 нарушений самыми распространенными оказались неправомерное нанесение на корпус автомобиля спецразметки такси (439), неуплата административного штрафа в срок (45) и управление автомобилем без страховки, лицензионной карточки или путевого листа (35). При этом в графе «Иные нарушения» было 2450 отметок. Информацию по Москве пресс-служба Госавтоинспекции столицы «Известиям» пока не предоставила.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

С большой долей вероятности в графе «Иные нарушения» и оказываются проблемы с медицинским и техническим осмотром, полагает автоэксперт Юлия Милославская. Владелец таксопарка «Шоколад» Спартак Заболотский заявил, что более 90% зафиксированных во время рейдов нарушений связаны с путевыми листами, то есть информацией о тех- и медосмотрах.

— Причем сама справка об осмотрах может быть, но будет оформлена с нарушениями сроков, — добавил он.

По всей России выявляют огромное количество нарушений в оформлении путевых листов у водителей такси, подтвердила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. С ней согласился и председатель Союза пользователей платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев.

— Действующий федеральный закон об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси требует от водителей невозможного — ежедневных технических и медицинских осмотров, — сказал он. — Удивительно, что из 170 тыс. работающих в Москве автомобилей такси за нарушения были привлечены к ответственности всего 11,4 тыс.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По словам эксперта, если проверяющие стали бы верифицировать подписи и печати на путевых листах, которые были проставлены медработниками и техцентрами, то количество таксистов, привлеченных к ответственности, увеличилось бы в разы. Ведь справка о том, что всё пройдено, скорее всего, нарисована.

А президент Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов заявил, что «закон прописан так, что пройти осмотры можно только при условии, что техник и врач живут в одном подъезде с водителем».

В чем сложность оформления путевых листов

Чтобы получить бумажную версию путевого листа, водителю нужно пройти медицинский осмотр у врача и отдать на диагностику автомобиль специалисту-технику, который сможет оценить состояние машины. После этого таксист получает все необходимые печати и может приступать к работе.

В таксопарках для ускорения прохождения медосмотров сейчас разрешается установить аппарат для предрейсового контроля — он измерит давление, температуру тела, проверит на алкогольное опьянение и отправит данные в медицинскую организацию. В случае успешного прохождения проверок таксист получит QR-код, который сможет показать при проверке сотрудниками Госавтоинспекции. Но такие гаджеты есть сейчас далеко не во всех парках.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Юлия Милославская отметила, что водители нередко сталкиваются с ситуациями, когда медицинские учреждения или станции технического обслуживания имеют ограниченные возможности — возникают очереди, что приводит к существенной потере времени. А в Общественном совете по развитию такси заявили, что располагать пункты осмотра необходимо в местах, которые водители посещают регулярно, в частности около круглосуточных магазинов, предприятий общепита и на заправках.

Сами шоферы на условиях анонимности рассказали «Известиям», что процедура для них стала формальностью и путевые листы они зачастую оформляют без прохождения надлежащих процедур.

— Для меня проще заплатить деньги за оформление путевого листа, чем искать место, в котором я пройду медосмотр, а потом ехать в другое, на котором осмотрят мою машину, — рассказал водитель такси Владислав.

Другой таксист — Сергей — отметил, что на выходных он часто работает по ночам, а круглосуточные пункты осмотра находятся далеко от его места жительства, поэтому он вполне осознанно идет на нарушение закона, покупая справки о прохождении всех процедур.

Ситуация усугубляется и тем, что в такси работает большое число самозанятых, обратили внимание эксперты.

— Чтобы самозанятому водителю такси пройти медицинский осмотр, необходимо заключить договор с медучреждением или организацией, которая имеет разрешение на проведение таких осмотров, и ежедневно приезжать на процедуру, что значительно усложняет получение этой документации, — рассказала Ирина Зарипова.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Согласно реестру Минтранса ФГИС «Такси», на начало февраля там числились почти 94,7 тыс. самозанятых перевозчиков.

Валерий Корнеев рассказал, что в условиях отсутствия массово доступной инфраструктуры для проведения мед- и техосмотров водители легкового такси и вовсе могут их не проходить — а документ об этом будет.

— Они получают пачку уже пропечатанных путевых листов с отметками об осмотрах на неделю или даже месяц вперед, — рассказал он. — А для непарковых водителей таких объявлений о продаже путевых листов с отметками в интернете сотни. И цены там от 50 до 100 рублей в день.

Эксперт заявил, что ни в одной стране мира таких требований по оформлению путевых листов нет, и при отмене этих «явно избыточных требований» никаких негативных последствий для безопасности пассажиров и водителей не будет.

— Их отмена представляется наиболее целесообразной. И если прямо сейчас мы их отменим, то хуже с безопасностью точно не станет, так как проверки проходит крайне незначительный процент водителей. Максимум 5%, — сказал Валерий Корнеев. — Инфраструктуры для полного обеспечения требований по медицинскому и техосмотру в стране нет.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Спартак Заболотский отметил, что сегодня бизнес-модель таксопарка стала убыточной из-за увеличившихся расходов по различным статьям.

— Лизинговые платежи за последнее время выросли почти вдвое, — пояснил он. — Растут налоговая нагрузка, штрафы. Машина, которая стоит на штрафстоянке, не зарабатывает, упущенная прибыль покрывается за счет других автомобилей, из-за этих факторов растут цены на проезд.

Какие готовятся изменения в закон о такси

В сентябре 2024 года Минтранс вынес на общественное обсуждение проект приказа ведомства, направленный на упрощение процедуры предрейсового технического осмотра. Согласно ему, водители, прошедшие специальное обучение, смогут самостоятельно проводить предрейсовый технический осмотр своих автомобилей.

Ирина Зарипова назвала поправки «своевременным решением» с учетом того, что современные автомобили оснащены системами диагностики, оперативно выявляющими неисправности.

Согласно приложению к проекту Минтранса, технический контроль возможно будет осуществлять с использованием субъективной диагностики, выполняемой при помощи органов чувств без средств измерения. Среди разрешенных методов диагностики — визуальный осмотр узлов и агрегатов, тактильный анализ, в частности свободный ход педалей и руля, анализ шумов и проверка наличия неприятных запахов. При помощи такой проверки водитель сможет выявить основные проблемы с двигателем, тормозной системой, рулевым управлением и топливной системой.

Фото: РИА Новости/Мария Девахина

Срок вступления в силу закона обозначен 1 марта 2025 года, однако пока документ проекта находится на стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, далее он будет передан в Минюст.

«Принятие проекта приказа приведет к снижению затрат субъектов транспортной деятельности и физических лиц на организацию и проведение технического контроля эксплуатируемых транспортных средств», — говорилось в пояснительной записке.

«Известия» направили запрос в ведомство с просьбой сообщить о судьбе документа, а также о том, какие еще меры готовятся для решения проблемы с оформлением путевых листов.

Фото: РИА Новости/Мария Девахина

В феврале 2025 года Союз пользователей платформ «Цифровой мир» направил письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину и председателю Совфеда Валентине Матвиенко. В нем он раскритиковал закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси».

«Летом 2024 года провели масштабное исследование отрасли, которое показало, что избыточные требования 580-ФЗ привели к уходу в серую зону около миллиона самозанятых таксистов, — отмечалось в письме (есть у «Известий»). — Считаем, что требуется срочное вмешательство законодательной и исполнительной власти: отмена части требований 580-ФЗ, корректировка положений, ограничивающих работу таксистов».

В числе таких избыточных требований назывался медицинский и технический осмотр: по результатам опроса союза, в котором приняли участие 7 тыс. человек, за их отмену выступает 94% таксистов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

«Отсутствие документов стало причиной привлечения к административной ответственности тысяч таксистов, им выписывают штрафы, забирают автомобили на спецстоянки на срок до двух месяцев», — описали ситуацию авторы письма.

Кроме этого, 89% респондентов проголосовали за то, что не нужно заставлять владельцев вносить свои личные автомобили в реестр такси. 86% высказались за то, чтобы убрать требования обязательного цвета машины, шашечек и накрышного фонаря. 69% водителей одобрили инициативу разрешить водителям брать заказы в любых регионах, без привязки к месту регистрации (закон требует, чтобы все таксисты получали разрешение на работу исключительно по прописке). И 96% заявили, что стоит ограничить комиссию агрегатору такси. Водители отмечают, что сегодня доход водителя и наценка агрегатора примерно равны.