Достучаться до сердец

Фестиваль «Окно в Европу» сделал ставку на зрительское кино
Сергей Уваров
Фото: ИТАР-ТАСС/ Павел Головкин

Проходящий в Выборге фестиваль «Окно в Европу» наряду с фильмами основного конкурса представил и множество разных проектов, как уже завоевавших призы других киносмотров, так и находящихся на стадии производства.

Юрий Грымов привез в Выборг фрагменты двух своих неоконченных работ — «Анна Каренина. Интимный дневник» (16+) и «Три сестры. 120 лет спустя» (16+). На творческой встрече режиссер поведал публике, что решил пересказать роман Толстого с точки зрения главной героини. И слово «интимный» в названии указывает не на сексуальную тематику (хотя без «обнаженки» и откровенных сцен не обошлось), а на исповедальность и субъективность.

Сюжетным стрежнем оказывается дневник Карениной, найденный ее дочерью. И это — не единственная вольность. Действие романа перенесено в наши дни, а эстетика явно родом из клипмейкерских работ Грымова: финал целиком сделан под песню Дианы Арбениной.

Экранизация чеховских «Трех сестер» гораздо академичнее по стилю (черно-белая картинка a la 1950-е, длинные планы, акцент на диалоги и актерскую игру), но смелее по сути: вместо 20–30-летних героев у Грымова в кадре — 55–60-летние. При этом основная литературная ткань сохранена. «Мы провели микрохирургию чеховского текста, вставляли отдельные слова, тонко корректировали некоторые фразы», — поясняет режиссер. Обе картины планируется выпустить в следующем году.

Помимо Грымова, с гостями фестиваля поделились планами представители санкт-петербугской студии документальных фильмов «Лендок». Упор, однако, был сделан не на документальные, а на игровые проекты. Самый амбициозный — высокобюджетная киносказка «Легенды Петербурга. Ключ времени» (6+).

Создатели называют ее русским ответом «Гарри Поттеру» и хотят таким способом пробудить интерес детей к Петербургу и его истории. Обещано, что город станет главным героем: зрителей ожидает «оживший» Медный всадник, полет грифонов над Невой и другие киноаттракционы с привязкой к питерским достопримечательностям. В случае успеха студия запустит два сиквела: в одном из них действие будет происходить в период двух русских революций, а в другом — во времена блокады.

Судя по количеству кинопроектов, ориентированных на широкого зрителя, российские кинематографисты не оставляют надежды достучаться до их сердец. Получится, конечно, не у всех. И тем ценнее успешные попытки.

В качестве мастер-класса для мечтающих снять неглупое и доступное массовое кино на фестивале был показан «Хороший мальчик» Оксаны Карас (12+), завоевавший главный приз «Кинотавра-2016». Это интеллигентная, искренняя и непретенциозная комедия про трудности взросления. Подросток Николай учится в обычной московской школе. Он способный, вежливый, на хорошем счету у педагогов. Но гормональная буря направляет его мысли не в сторону учебы.

Парня беспокоит, правда ли в него влюбилась красивая учительница английского? И настоящая ли грудь у десятиклассницы Ксюши, дочки директора школы? На оба вопроса он получит ответы, но параллельно окажется впутан в сложные семейные взаимоотношения директора (как всегда харизматичный Михаил Ефремов), который изменяет жене с учительницей английского и ругается с дочерью...

Такое кино, как «Хороший мальчик», обычно не остается в анналах истории и не завоевывает призов на крупнейших фестивалях. С точки зрения киноязыка и киноформы открытий здесь нет, да и особо глубоких идей не просматривается. Но, как и главный герой, прекрасно сыгранный 16-летним Семеном Трескуновым, фильм Оксаны Карас обладает редким качеством: он умеет нравиться, не подстраиваясь под чьи-то вкусы.

Нельзя сказать, что «Хороший мальчик» предназначен исключительно для тинейджеров или, наоборот, для взрослых. Однако и те и другие найдут для себя что-то интересное и, может быть, даже в какой-то степени поучительное. Ну а в качестве бонуса предлагаются прекрасные комедийные эпизоды Ирины Пеговой (жена директора) и Татьяны Догилевой (школьный завуч).

Наряду с фильмами основного конкурса фестиваля лента Карас, равно как и другие внеконкурсные ленты, участвует в зрительском голосовании «Выборгский счет». Перед каждым сеансом зрителям раздают анкеты, куда можно проставить оценку фильму по десятибалльной шкале. Совсем скоро мы узнаем, кого предпочтут посетители «Окна в Европу», но у «Хорошего мальчика», пожалуй, самые лучшие шансы.